КОММЕНТАРИИ
19 ИЮНЯ 2020, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Путин в очередной раз посрамил своих недругов, на этот раз тех, кто считал, что он не сможет написать обещанную статью о Второй мировой. А он написал. Пацан сказал – пацан сделал. Статья вышла 18.06.2020 в журнале The National Interest. В качестве автора указан Vladimir Putin и размещена фотография человека, похожего на президента РФ. Так что будем считать, что это действительно статья Путина. Жанр этого произведения можно определить как нечто среднее между весьма популярным видом фантастики, в котором создается альтернативная историческая реальность, и фолк-хистори, то есть лжеисторией, претендующей на научность и при этом опровергающей признанные исторические факты. 

В России начисто отсутствует культура дискуссии. Эта культура берет начало в античной Греции. Каждый гражданин, приходивший на заседание агоры, должен был как минимум понимать, о чем идет речь, и по возможности адекватно уметь выразить свою точку зрения. В Греции формировались философские школы, традиции, развивалось искусство риторики. Сама по себе дискуссия мыслилась как способ обсуждения проблемы и продвижения дискутантов к новой истине. Да и слово «диалектика» – производное от слова «диалог». Логика, риторика, нормы корректной дискуссии создали механизмы социального взаимодействия на путях поиска и выработки наилучших решений.

Главному начальнику страны пора всерьез заняться вопросом, как там они работают в этой очистке. Пардон, в аппарате Совета безопасности. Очевидно, заскучав на карантине, руководящий состав этого важнейшего органа путинской власти решил переключиться на публицистику. Не успела страна отойти от интервью секретаря Совбеза Николая Патрушева «Аргументам и фактам», где он рассказывал, как неправительственные организации, получая миллиарды долларов, ведут в России подрывную деятельность, как подоспела его статья в «Российской газете» под названием «Нужны ли России "универсальные" ценности?». Понятное дело, не нужны. Нам своих, посконно-домотканых, достаточно, утверждает Патрушев.

Какие бы слухи ни распространяли недоброжелатели о состоянии здоровья главы Чечни Рамзана Кадырова (некоторое время назад поговаривали, что он-таки подхватил коронавирус и лечится в Москве), сейчас можно уверенно констатировать: Рамзан Ахматович здоров и находится в прекрасной спортивной и интеллектуальной форме. Его заявление, обнародованное в минувший вторник, — яркое тому подтверждение. Впрочем, начнем этот клубок разматывать постепенно. На днях в Тбилиси генеральный директор телекомпании «Мтавари Архи» Ника Гварамия собрал брифинг, на котором рассказал журналистам, что грузинские спецслужбы задержали уроженца Ингушетии, некоего Васамбега Бокова...

«Да, ладно… Что это за «уголовка»? — махнет рукой обыватель, ежедневно сталкивающийся с разнообразными прелестями путинской России, — что там за эту их «клевету»? Миллион рублей штрафа или двести сорок часов исправительных работ? То есть в тюрьму не посадят? Значит — фигня». Впрочем, с Алексеем Навальным все может выйти иначе — он до сих пор на испытательном сроке по предыдущему уголовному делу. Действительно, то, что против Алексея Навального периодически возбуждают уголовные дела, никого нынче не удивляет. 

В «лихие 90-е» по Москве ходила невеселая шутка: те, кто взялся строить капитализм в России, в силу своего образования строили его таким, каким он описывался в советских учебниках политэкономии — диким и варварским. Со всеми вытекающими последствиями. 14 июня можно было увидеть, какой храм способны построить те, кто большую часть сознательной жизни исправно получал зачеты по научному атеизму. В военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке был торжественно освящен патриарший собор в честь Воскресения Христова — главный храм Вооружённых сил.

Сцена 1.

Прихожая московской квартиры. Щелкает замок, открывается дверь, входит Наталья Сергеевна, около 65 лет, бодра, деятельна.

Наталья Сергеевна: Алик!

Александр Генрихович (чуть постарше, подтянутый седой джентльмен): про меру пресечения без изменений я уже в курсе.

Наталья Сергеевна: ну, он же не виноват, что этот козел написал комментарий к его посту.

А.Г: виноват, не виноват…болтать надо меньше

Н.С.: ты же не всерьез? Он написал у себя в Твиттере безоценочный пост, что судья приговорил подсудимого к трем с половиной годам. Каменьков прокомментировал «убей его». В чем Ромкина вина-то?

А.Г.: Наташ, ты считаешь, ему надо больше болтать?

Н.С.: да нет, конечно. Но не получать же за это три года!

В предыдущей статье я постарался обосновать важность перехода от экстенсивного к интенсивному развитию страны. Какие культурные практики для этого необходимы? Исходно носители российской ментальности не были включены в систему экономических отношений. Экономическое мышление им было чуждо. Речь идет не о профессиональном погружении в современную рыночную экономику, а о сознании рядового россиянина в рамках его картины мира. В советские времена средневзвешенный интеллигент в экономике ничего не смыслил. Ему читали курс политэкономии капитализма и социализма. На этом его погружение в экономику завершалось.

12 ИЮНЯ 2020, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Тут играем, тут не играем, а тут рыбу заворачивали. Руководящие сигналы, направляемые с разных этажей российской власти в адрес подведомственной популяции, своей бестолковой противоречивостью невольно напоминают давнишнюю миниатюру Винокура и Оганезова про жирное пятно на нотах. В сегодняшней России на нотах власти обнаружились сразу два больших жирных пятна: голосование по обнулению и парад Победы. Тут еще затесалось небольшое пятнышко в виде Дня России. Что именно нам велено праздновать в этот день, толком объяснить никто не может, впрочем, то же можно сказать и в отношении всех других официальных праздников в нашей стране.

По стране с грохотом и свистом понеслась агитационная кампания по выборам царя. Из каждого утюга нам рассказывают, как важно хоть в парке, хоть в городском туалете, но отдать голос за поправки к Конституции, которые навечно закрепят наши скрепы и ценности. Такие, например, как обязанность власти платить пенсию. А еще через Основной закон нам в очередной раз объяснят про «уважение к старшим» и «уважение человека труда». Также Конституция теперь обяжет защищать историческую правду и семейные ценности. Ну, по крайней мере, как ее понимает начальство. Кроме того, она наконец-то провозгласит приоритет российского права над международным. Еще про защиту животных есть.