В Москве открылась книга-экспозиция об о. Павле Адельгейме
В столичном «Мемориале» открылась выставка, посвященная отцу Павлу Адельгейму, убитому в Пскове год назад. Фотографии, письма, личные вещи священника и его друзей, а также выдержки из текстов о. Павла составили своеобразную книгу-экспозицию, собранную сотрудниками Преображенского содружества малых братств и Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ).
На открытии в зале яблоку негде было упасть, и многие выступающие говорили так, словно о. Павел стоял где-то рядом. Это личное отношение тех, кто его знал, заражало всех присутствующих.
Руководитель псковского «Мемориала» Юрий Дзева рассказал, что Адельгейм стоял у истоков псковской организации и именно он инициировал установку памятного камня, посвященного жертвам советских репрессий. Дзева вспомнил также, что священник баллотировался в Верховный совет в 1989 году, обещая в своей предвыборной программе «никогда не предать интересы граждан, независимо от их религиозных убеждений».
Председатель правления «Мемориала» историк Арсений Рогинский отметил, что для о. Павла были непреложны ценности свободы, права и исторической памяти. При этом он понимал людей, любил каждого отдельного человека, старался помочь, поддержать каждого.
Профессор СФИ Александр Копировский, лично знавший Адельгейма еще с 1970-х годов, заметил, что о. Павел много служил, у него было трое детей, он был одним из нас и, тем не менее, в нем было что-то такое, что заставляло даже некоторых его кураторов из КГБ тайно исповедоваться у него.
Проректор СФИ Дмитрий Гасак говорил о том, что слово правды в нашей стране стоит дорого и за него иногда приходится платить жизнью: «Всю свою жизнь о. Павел говорил правду — и об истории нашей страны, и об истории церкви, и о настоящем.Хотелось бы, чтобы через выставку это почувствовали и восприняли наши современники».
Выставка памяти известного пастыря открылась в день трагической гибели о. Александра Меня. Об этом вспомнил режиссер Максим Якубсон, автор документального фильма «Один день о. Павла». Он подчеркнул, что в ЖЖ сохранилось немало ценных текстов иерея, написанных вдохновенно, с огоньком.
Преподаватель СФИ и куратор выставки Светлана Чукавина провела первую экскурсию по экспозиции, отразившую линию жизни Адельгейма. Отец Павел был сыном и внуком «врагов народа»: его отца и деда репрессировали и расстреляли. Мать дважды была арестована, сидела в тюрьме, была выслана. Ребенком отец Павел оказался в детском доме, потом жил с матерью на поселении в Караганде.
Здесь он познакомился с тайной православной общиной и в 13 лет захотел стать священником. В 1956 году он поступает в Киевскую духовную семинарию, из которой его по политическим мотивам исключает игумен Филарет (Денисенко), нынешний глава раскольнической Украинской церкви Киевского патриархата.
Следующие разделы рассказывают о священническом служении Адельгейма. Для автора этих строк стало открытием, что о. Павел женился в срочном порядке перед рукоположением и практически не знал до этого своей будущей жены. Тем не менее, брак оказался счастливым.
Специальный раздел посвящен истории в г. Кагане, где молодой священник чудом за два месяца построил новый храм. И вскоре оказался в местах не столь отдаленных как «антисоветчик». Здесь в результате покушения о. Павел потерял ногу.
В заключительном разделе говорится о служении о. Павла во Пскове. В постсоветские годы ему многое удалось сделать: организовать приют для сирот с задержкой умственного развития при храме апостола Матфея в Писковичах под Псковом, православную школу при храме, где он служил, построить храм в городской психиатрической больнице и многое другое. И все это благодаря неразумию и злой воле псковского архиерея Евсевия (Саввина) было разрушено.
Темы епископского произвола, отсутствие элементарных юридических норм в Русской православной церкви стали, пожалуй, главными в творчестве о. Павла в последние годы. Его книга «Догмат о Церкви в канонах и практике» — бестселлер среди православных, известна она и вне церковной ограды.
Честно говоря, немного жаль, что подобная выставка не прошла при жизни о. Павла Адельгейма. Было бы интересно пообщаться с ним именно в свете увиденного.
Мы живем в эпоху постмодерна, когда дневники, например, печатают совершенно спокойно и приватная жизнь высвечивается в необычном ракурсе. Для прижизненных выставок постмодерн вполне может найти приемлемый формат, когда никому не придет в голову сказать, что «объектом» движет гордыня. Но это так, к слову.
В заключении скажем, что выставка закончит свою работу 2 ноября, вскоре после дня памяти всех жертв политических репрессий.
Фотография автора