КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеДекорации вместо жизни

19 НОЯБРЯ 2014 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

Путинские шавки в лице молодежного движения «Георгиевцы!» провели акцию протеста у дома Навального. Не понравилось им, видите ли, что оппозиционер выступил против отмены концерта группы Laibach. Да еще посоветовал дать музыкантам премию им. Сергия Радонежского за гениальную перепевку песни из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда».

Храбрецы! Лучшие традиции совка осваивают. Но на сердце скребет: опять православные в роли держиморд выступают.

Чего уж там говорить, отношения между Церковью и актуальным искусством в постсоветской России не сложились. И в этом виноваты обе стороны, не соизволившие сделать ни одного серьезного шага навстречу друг другу.

Теперь с провокативным искусством борются не только фундаменталисты, но и чиновники. И оно постепенно мигрирует на Запад.

На днях на «Винзаводе» в Москве открылась выставка «Цензура-Шлю-ха-ха». Интересно, сколько она продержится. По определению, долго существовать такое не может: слишком много скандальных работ. Тут и целующиеся милиционеры, и муляжи людей с плакатами «Пу, уходи», «Путин будет казнен», и матерные слова в узорах. И даже скульптура папы Римского, показывающего фигу. И авторы все знакомые: Осмоловский, Тер-Оганян, арт-группа «Синие носы». Вроде ничего нового, известные произведения. Но в целом впечатляет. Особенно после принятых законов о мате и оскорблении чувств верующих.

Устроитель выставки Марат Гельман говорит, что он выступает против цензуры, за наши конституционные права. В другое время с галеристом можно было бы и поспорить. Но не сейчас, когда пространство свободы сильно сужено. Говорят, сам Гельман перебирается в Черногорию, теневым министром культуры. И ему заключительный скандал был бы очень кстати, как последний аккорд. Ждать скандала действительно пришлось недолго: православный активист и борец за нравственность Этнео появился в галерее и устроил небольшой дебош, он и его соратники испортили пару работ.

Ах, еще бы пару акций Этнео в «культурном альянсе» и можно уезжать с чистой совестью. А как жить художникам и поэтам дальше здесь, в России?. Интересный вопрос.

Современное искусство и религия обречены сегодня на жесткие стычки. Это практика и повседневность постперестроечных десятилетий. Нормально, когда православные граждане устраивают пикеты и пишут возмущенные письма. Я сам в свое время предлагал устроить художественную акцию «Пощечина», имея в виду румяные щеки Гельмана.

Но одно дело мнение большинства, неписаный закон, отстаивание традиционных взглядов на искусство, другое — конституционные права. А тут что получается. Выступления «георгиевцев» и им подобных служат идеологическим обоснованием чиновничьего произволу. Чиновник имя рек может разрешить приезд музыкальной группы, а может и не разрешить. И информационные ленты наполняются сообщениями вроде: «Под давлением православного акциониста Энтео и его сторонников в Москве отменили концерт американской метал-группы "Сannibal Corpse"». Или: «Обыски прошли в новосибирском клубе в преддверии концерта группы "Cradle of Filth", против которого выступают православные активисты».

Одна часть общества навязывает свои вкусы другой, ни много ни мало. Да ладно вкусы, еще и политические взгляды. Топ-менеджеры хоть действуют аккуратно, понимают, что у прихожан могут быть разные предпочтения. Скажем, глава ОВЦО прот. Всеволод Чаплин с тем же Навальным щи хлебал. А православная молодежь с плеча рубит: извинись, ты оскорбил миллионы.

Идеология захватывает все новые и новые позиции в православной повседневности. Украинский кризис вторгся в молитвенную практику, сворачивание общественных институтов спровоцировало укрепление церковной вертикали, ликвидация муниципального самоуправления, выборности глав регионов аукнулась в приходском уставе Русской православной церкви.

Разворачивание путинизма, как это звучит ни парадоксально, бьет по метафизике: по метафизической поэзии, по художественной практике, связанной с обыгрыванием религиозной символики, с песнями, завязанными на вертикальные интуиции человека. Конечно, запретить свободное теологическое плавание путинизм не может. Но он крайне ограничивает коммуникацию, загоняет все живое в подполье, в полулегальное существование.

А на поверхность всплывает официоз и осваивание финансовых потоков. В сталинские годы было удобно раскручивать фольклор. В путинские фольклор сдвинулся в сторону православия.

Вот, скажем, Министерство культуры ищет организатора для подготовки и проведения проекта «Академия православной музыки». Выделило 50 миллионов рублей. И выдвигает условие: общее число участников хоровых коллективов должно составить 1,25 тысячи человек, слушателей концертов — 55 тысяч. Ничего, конечно, плохого в самой идее нет. Но эта ориентация на массовку отдает чем-то давно знакомым. Все дело в акцентах: не движение снизу, не хоры общин и приходов, а эффективный менеджер, солидный отчет с подсчетом поголовья зрителей. И сплошные декорации вместо арт-жизни.

Похожую тенденцию мы наблюдаем и в околоцерковной литературе. Какой-нибудь интересный прозаик Николай Байтов остается незамеченным, а посредственная проза о. Тихона (Шевкунова) раскручивается на всю катушку. О недостатках книги «Несвятые святые» сказано уже достаточно: жеваный язык, сказки вместо правды, идеологические накрутки и подтасовки, отсутствие общинного измерения, глубины, метафизики. Ну, словом, хрень какая-то. И теперь эта хрень под вывеской православия выбралась на театральные подмостки. Лановой, Песцов, Дюжев жаждут прочитать со сцены рассказы «духовника Путина». Лучше бы Маринину прочитали. Духовно оно того… безопаснее.


На фото: Россия. Москва. 24 мая. Многотысячный хор во время выступления на праздновании Дня славянской письменности и культуры на Красной площади.
Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин


Версия для печати