Правительство написало антикризисный план, который в среду был в целом одобрен Путиным. По разным оценкам, стоимость его реализации может составить от 1,4 до 2,7 триллиона рублей, которые будут профинансированы за счет резервов правительства и наращивания госдолга. Главным критиком плана, в основу которого легли предложения Минэкономразвития, выступил Минфин. В финансовом ведомстве сомневаются в эффективности предлагаемых мер и не видят источников их финансирования. В ближайшие дни состоится ряд совещаний под председательством Медведева. Итоговое заседание в правительстве состоится в понедельник, 26 января, утром. Об его итогах будет доложено Путину. И уже во вторник, 27 января, пройдет итоговое заседание в правительстве по антикризисному плану.
Главный недостаток одобренного Путиным антикризисного плана правительства заключается в том, что он пытается подлатать и укрепить сложившуюся в стране экономическую систему в надежде пережить «тяжелые времена», а после зажить по-старому. Он не предполагает никаких серьезных изменений, которые позволили бы экономике не впадать в ступор при каждом падении нефтяных цен. Он не дает ответа на вопрос, что будет, если резервы правительства иссякнут, а «тяжелые времена» так и не закончатся.
Впечатляющее количество антикризисных мер – их число перевалило за сотню, – вопреки второму закону диалектики, не перешло в качество. По сути, антикризисный план – сборник предложений по решению локальных, сиюминутных проблем, каждая из которых важна и насущна. Однако попыток установить и устранить причины этих проблем уже даже не предпринимается.
Ставка в очередной раз делается на «ручное управление», а в этом режиме можно работать лишь с примитивной, давно устаревшей системой, неэффективной и неконкурентоспособной. В такой системе ставка делается на несколько крупных субъектов, серьезные проблемы каждого из которых грозят неминуемой катастрофой для всей конструкции. Для такой экономики не нужны институты – достаточно достичь определенных договоренностей с парой десятков персонажей, а после контролировать соблюдение этих договоренностей. Периодически можно заниматься кадровой ротацией, примерно наказывая слишком зарвавшихся.
Справедливости ради, следует отметить, что системные решения, которые позволили бы уйти от полуфеодальной модели, за рамками компетенции правительства. У нынешнего экономического блока другой «контракт». Никто не нанимал их для проведения системных реформ, никто не давал на это карт-бланша. Их функции скромнее и проще. Там подкрасить, тут подмазать, чтобы ветхий паровик выглядел пристойно и не взорвался на первом пригорке. И, исходя из этого «контракта», правительственный план выглядит не так уж и плохо. А если «пригорок» окажется затяжным подъемом, а санкции будут действовать чуть дольше, чем надеются нынешние власти, то это не вина экономического блока, не их ответственность.
На фото: Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС