КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществе«Левиафан» и фундаменталисты

2 ФЕВРАЛЯ 2015 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

Удостоенный «Золотого глобуса» фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» выходит в российский прокат. Одно время казалось, что премьера может вовсе не состояться: лента в каком-то смысле стала нравственным итогом путинской эпохи и вызвала сильное недовольство ура-патриотов. Но, похоже, пастернаковская травля режиссера отменяется или переносится на неопределенный срок. И значит, медийные волны скоро схлынут и зритель останется один на один с картиной. Будет ли он смотреть такое кино?

Вопрос, ответ на который мы скоро получим. И этот ответ не очевиден.

Конечно, фильм привлекает своей обнаженной правдой. Вот коррумпированная местная власть, уничтожающая маленького человека. Вот пьянство, безнадежность российской глубинки. Вот «духовные скрепы» вместе с чиновниками строят храм на слезах. И все это происходит на фоне прекрасных пейзажей русского севера. Кадрызамечательные: неореализм и символизм в одной упаковке.

Если бы большинство россиян посмотрело киноленту, страна стала бы другой. Потому что здесь показано дно, и нормальному человеку просто нужно что-то делать: барахтаться, толкаться, искать выход. Звягинцев своим кинотекстом встает в ряд классиков русской литературы. Он, как и они, будит мысль, зовет к действию.

Однако это сравнение — не только лавры, но и ахиллесова пята фильма. Чтение классики сегодня проблематично. Есть некий порог усилий, который нужно преодолеть, чтобы перевернуть очередную страницу «Преступления и наказания». Каждый новый кадр «Левиафана» приходится терпеть. Потому что нет драйва: ни преступлений, ни погонь, ни даже драк, хотя в сюжете одна драка играет важную роль, но она остается за кадром. Фильму явно не хватает динамики. Это авторское кино, которое по определению не может быть массовым. И если зритель потянется, то во многом благодаря идеологической возне вокруг Звягинцева, которая неожиданно превратилась в пиар-акцию. Хотя, конечно, жаль, несмотря на удачный поворот дела, что вместе с задетыми за живое чиновниками в травле режиссера поучаствовал Союз православных граждан, СПГ. Ну как, без него, родимого. Обязательно товарищам нужно засветиться.

На последних Рождественских чтениях, на удивление скучных и невнятных, представители этих самых граждан распространяли листовку с требованием не допустить прокат звягинцевской ленты. «Этот фильм именно и только «смердяковская правда», «Левиафан» по замыслу фильма — это Российское государство, народ и Русская церковь, недостойные существования, чье уничтожение является благом».

Конечно, среди христиан могут быть разные мнения по вопросам, не касающимся основ веры. Могут быть и вполне радикальные. Пускай фильм кому-то не нравится по идеологическим соображениям. Бывает. Но зачем разжигать очередную гражданскую войну внутри церковной ограды и травить «либералов»? И ведь делает это организация, обласканная патриархом.

Чтобы не быть голословным, приведу цитату из листовки: «То, что адвокаты фильма нашлись не только в компрадорских СМИ национал-предателей, но и среди мизерного количества священнослужителей, не меняет сути дела, а свидетельствует лишь о попытках антироссийских сил сформировать''пятую колонну''против патриарха Кирилла и в церкви».

Оказывается, все, кому глянулся фильм, автоматически становятся врагами. И неважно, кто ты — мирянин, священник или архиерей. Есть четкий критерий. СПГ нелицеприятен. Любопытно, что, по крайней мере, одному иерарху РПЦ фильмпонравился. Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя) назвал его честным, раскрывающим жизненные проблемы современной России.

Митрополит тактично обошел образ архиерея. А ведь именно он вызывает жесткую реакцию фундаменталистов. Они говорят, что нет таких архиереев в РПЦ. Как нет! Да посмотрите на митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила (Доровских), испортившего жизнь общине о. Иоанна Привалова и разрушившего дом новомученика, посмотрите на митрополита Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), вволю поиздевавшегося над покойным о. Павлом Адельгеймом. К слову, в епархии преосвященного случилась история, очень похожая на звягинцевскую. Несколько лет назад государство не позволило псковскому предпринимателю зарегистрировать право собственности на построенное им здание, но отдало его в собственность РПЦ МП. Бывший бизнесмен потерял веру. Теперь он шабашит на стройке.

Дело, однако, не в нечестных поступках отдельных топ-менеджеров. Дело в системе, когда иерархи стали частью идеологического аппарата. Многие верующие совсем не в восторге от того, что патриарх Кирилл ходит в Госдуму и там произносит не совсем взвешенные речи. Но надо понимать, что таким образом он пытается засветиться в правильном контексте, потому что его позиции с каждым месяцем слабеют. И Путин одним щелчком может сместить его с кафедры. Церковь много лет мечтала о «соработничестве» с государством. Теперь патриарх пожинает плоды всего этого.

Увы, РПЦ стала частью госсистемы. И Звягинцев честно показал, к чему приводит «соработничество». Правда, ни словом не обмолвился о другой церкви, которая не в бревнах, а в ребрах. О людях, которые ориентированы на неполитизированную свободу, на свободу во Христе.

Как знать, может быть, он расскажет о них в другой ленте?


Фото: Россия. Москва. 29 января. Режиссер Андрей Звягинцев на закрытой премьере своего фильма "Левиафан" в гостинице "Москва". Вячеслав Прокофьев/ТАСС



Версия для печати
 



Материалы по теме

Игра в имитацию // АНТОН ОРЕХЪ
И это все о нем... // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ