В среду Путин провел совещание, главной темой которого должна была стать поддержка российской экономики в условиях кризиса. Поводом для проведения совещания стал антикризисный план правительства, в котором Путин не увидел конкретных мер, направленных на изменение структуры российской экономики, в очередной раз продемонстрировавшей свою крайнюю зависимость от мировых цен на нефть. Вместо этого глава государства распорядился выделять средства из Фонда национального благосостояния только на проекты, одобренные им лично.
Больше никакого рецепта или хотя бы концепции структурной перестройки российской экономики по результатам совещания не появилось. Нашлись у Путина другие, более приземленные темы для обсуждения. Глава Минфина Антон Силуанов описал масштабы дыры, которая образуется в этом году в российском бюджете из-за неблагоприятной внешней конъюнктуры и рецессии в российской экономике. Для затыкания этой дыры у правительства есть один источник – накопленные за предыдущие годы резервы. Надолго их, правда, не хватит. Уже к концу этого года, по подсчетам Минфина, от недавних 5,8 триллионов в Резервном фонде останется 1,7 триллиона. И это еще весьма оптимистичная оценка, если учесть, что только за короткий февраль правительство потратило пятую часть своих резервов. Если так пойдет и дальше, деньги могут закончиться уже к лету.
И тогда придет очередь тратить деньги Фонда национального благосостояния. Если от него к тому времени что-то останется. Стоит напомнить, что этот последний фонд создавался для стабилизации пенсионной системы в условиях перехода от распределительной системы к накопительной. Сейчас про накопительную пенсионную систему никто уже даже и не заикается. Однако постоянно растущий дефицит Пенсионного фонда России никуда не делся. И без денег ФНБ покрывать этот дефицит будет невозможно, даже если лишить пенсии всех неработающих пенсионеров.
Видимо, именно опасение того, что ФНБ будет в кратчайшие сроки банально распилен, послужило главной причиной решения Путина начать лично контролировать, во что вкладываются деньги этой самой последней «кубышки» российского правительства. Говорить о том, какого качества будет путинская финансово-экономическая экспертиза, не приходится. Профессиональным экономистом глава государства никогда не был и за полтора десятилетия единоличного правления страной не стал. Поэтому можно не сомневаться, что визироваться будут проекты, которые сумеют подсунуть на подпись Путину его друзья-соратники, которым он лично доверяет. Можно, конечно, допустить, что все они - кристально честные и абсолютно бескорыстные люди, искренне пекущиеся о том, чтобы российская экономика ушла, наконец, от сырьевой зависимости. Однако опыт последнего десятилетия свидетельствует, что при всем их старании благородная цель не только не приблизилась, но стала гораздо более недостижимой.
Решение Путина лично руководить распилом последнего доставшегося в наследство от Кудрина финансового резерва, помимо прочего, наглядно демонстрирует государственное устройство современной России. Разваленные институты, отсутствие четких и одинаковых для всех правил и ограничений - все это заставляет единоличного правителя лично контролировать самые разные вопросы, забирая себе функции правительства, законодательных и правоохранительных органов. Ответ на вопрос, долго ли способна просуществовать подобная структура в современном мире, представляется очевидным.
Фото ТАСС / Александра Мудрац