Ислам шагает по планете
Во многих странах мира ислам становится самой динамично растущей по числу последователей религией. Похоже, что в число этих стран скоро попадет и Россия. Следует ли бояться возможной смены религиозного кода? Ведь, в конце концов, каждый человек вправе самостоятельно решать, во что ему верить, куда идти. И если Русская православная церковь оказывается непривлекательной в глазах «этнических православных», то стоит ли удивляться тому, что, по некоторым данным, уже около 10 тысяч русских приняли ислам?
События последнего времени, особенно после возникновения «Исламского государства», показывают, что бояться стоит. Фундаментализм, бурно расцветший в мировых религиях, нашел особенно благодатную почву в сердцах последователей пророка Мухаммеда. Многие его сторонники дистанцировались от традиционной уммы. И принимающие ислам российские юноши и девушки становятся легкой добычей фундаменталистов.
Случай со студенткой-отличницей МГУ Варварой Карауловой только обнажил проблему. Уже больше сотни россиян были задержаны на турецкой границе при попытке оказаться на территории джихадистов. Мы знаем о полевых женах, черных вдовах выходцев из России и стран СНГ. Пропаганда «Исламского государства» наращивает обороты. Как утверждают эксперты, после арабского и английского по объему пропагандистских материалов на третьем месте стоит русский язык.
Рассматривая вопрос исламского фундаментализма, нельзя пройти мимо того обстоятельства, что в числе гонимых боевиками оказываются кроме последователей других религий представители традиционного ислама, живущие верой люди.
Не говорю об адептах евроислама, то есть того ислама, который признает европейские ценности. Суд им, по мнению ваххабитов, давно готов.
Евроислам успешно решает вопрос о терпимости. И те мусульманские мыслители, которые подхватывают его идеи, делают очень важное дело. Замечательна, например, книжка российского исламоведа Тауфика Ибрагима «На пути к коранической толерантности», в которой автор показывает, что хадисы вроде «Убейте того, кто поменяет свою религию» нужно рассматривать вместе с другими хадисами на ту же тему, в более широком контексте, а не так, как это делают фундаменталисты. Ученый доказывает, что за сам факт ухода из ислама в другую религию пророк никого не наказывал. Но пойди это объясни джихадистам.
И в Европе, и в России идет жесткое противостояние между фундаментализмом и традиционным исламом. Между теми, кто стремится к исламу как к культурной и духовной традиции, и теми, кто мечтает о еврохалифате. В этом контексте представляется важным поддержка культурного ислама в России. Почему молодые люди должны ехать в пригороды Москвы, чтобы участвовать в пятничной молитве? Разве нельзя открыть достаточное количество мечетей в удобных для верующих местах мегаполиса? С тем чтобы здесь велась культурная работа, шел межрелигиозный диалог.
Смешно сказать, но христианско-мусульманский диалог у нас практически замер, сведен в большой степени к встречам официальных делегаций на различных форумах. И недавно промелькнувшая в СМИ информация о конференции «Христианство и ислам» в Душанбе, как нельзя более подтверждает этот тезис. Кто тому виной — конфронтационное богословие, усилия Романа Силантьева и иже с ним или дух времени? А ведь в рамках культурных инициатив многое можно было бы обсудить и понять.
Вот некоторые СМИ подвергли жесткой критике слова губернатора Тюменской области Владимира Якушева о новом переводе Корана. Но ведь идея-то интересная. Как раз в рамках евроислама, пытающегося соотнести современные реалии с положениями веры.
К слову, тюменский губернатор здесь не бежит впереди паровоза. Ведь еще в конце 2013 года группа мусульманских ученых-богословов приступила к работе над новым смысловым переводом на русский язык Корана, который должен стать доступным для широкого круга читателей и в то же время адекватно выражать главные особенности ислама как религии мира.
Интересны и другие идеи, иногда фантастические, возникающие внутри российской уммы. Вот, к примеру, Сергей Маркус предложил воссоздать в Московском кремле мечеть. Ведь она там, скорее всего, была во времена татарского ига. «О, ужас!» — может кто-то воскликнуть. Однако чем черт не шутит.
Протоирей Дмитрий Смирнов в 1990-е пугал православных граждан страшилкой, что на колокольне Василия Великого со временем может появиться вместо креста полумесяц. И приводил данные демографии.
Всякое может быть. Может, и вообще от Московского кремля пустое место остаться, если посмотреть на то, как расправляются исламисты с памятниками старины и как быстро они захватывают сопредельные территории.
Но сейчас разговор о другом. О том, чтобы вера и политика не валились в одну кучу. Мухи отдельно, котлеты отдельно.
Особенно это важно потому, что ислам действительно растет. И, по мнению аналитиков, к середине XXI века в мире будет насчитываться 2,76 млрд мусульман, то есть около 30% от численности населения Земли.
Фото: Афганистан. Кабул. Афганские женщины. ЕРА / ТASS