Закон об особом статусе Донбасса: автономия или «специфика местного самоуправления»
15 июля на сайте Верховной рады был опубликован внесенный президентом Петром Порошенко доработанный законопроект об изменениях в Конституции Украины, которые касаются децентрализации и особенностей осуществления местного самоуправления в «отдельных районах Донбасса» (иными словами, на территории так называемых народных республик). На следующий день Верховная рада направила этот законопроект на экспертизу в Конституционный суд. Порошенко прокомментировал новый законопроект в том духе, что он не предусматривает предоставления Донбассу особого статуса и что о федерализации тоже речи не идет. По словам Порошенко, речь идет лишь о «возможности специфического местного самоуправления в отдельных административных территориальных единицах Донецкой и Луганской областей».
Между тем, новый законопроект, так или иначе, предусматривает:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины, этим законом не могут быть досрочно прекращены.
Более всего общественность озаботил тот факт, что все эти «особенности местного самоуправления» перенесли из переходных положений законопроекта в переходные положения самой Конституции. Это означает, что изменить или изъять эти положения из Конституции можно лишь голосованием на двух сессиях парламента, при этом во втором чтении должно быть большинство в 300 голосов. Иными словами, из «временных» такие «особенности» превращаются едва ли не в бессрочные.
Основным рупором противников нового законопроекта и соответствующей конституционной процедуры стала вице-спикер парламента Оксана Сыроид. Ее пафос сводится к тому, что какими эвфемизмами «особый статус» ни прикрывай, речь идет об автономии и Киев принимает этот закон вынужденно, под международным давлением. Согласно закону, «отдельные районы» будут иметь собственные, независимые от Киева суды, прокуратуру и народную милицию. «Нам предлагают освободить от ответственности преступников, узаконить их во власти и финансировать их за счет бюджета», — говорят противники нового законопроекта. Юристы партии Порошенко пытаются «погасить истерику», объясняя, что Конституция — вещь «переменная» и что в настоящий момент де-факто на территории «отдельных районов» Конституция Украины не действует. И как бы то ни было, но закон об «особом статусе» вступит в силу лишь после проведения на Донбассе местных выборов в соответствии с украинским законодательством.
По мнению наблюдателей, заключение Конституционного суда будет положительным и к концу года закон об особом статусе вступит в силу. Если власти «народных республик» со своей стороны выполнят условия Минских соглашений и проведут выборы в соответствии с украинским законодательством — о чем напомнил президент Петр Порошенко в последнем интервью каналу ICTV.
Фото: ROMAN PILIPEY / ЕРА / ТАСС