КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахФальшмоб

31 АВГУСТА 2015 г. СЕРГЕЙ ГОГИН



Чтобы уничтожить народную инициативу, не обязательно ее запрещать, достаточно возглавить: к чему-нибудь приурочить, дать казенное название, разрекламировать, максимально формализовать сценарий, обеспечить явку участников, напустить побольше патриотизма и потом написать пафосный пресс-релиз. В результате все живое, что изначально было в инициативе, убивается, оскопляется, вылущивается и выхолащивается. Так 9 мая был во многом опошлен подлинно низовой, народный проект «Бессмертный полк», после того, как акцию приватизировали чиновники, а в колонне вместе с портретами родственников, павших в Великой Отечественной, пронесли портреты палачей народа – Сталина и Берии. Сегодня подобное происходит с веселой формой спонтанного акционизма – флешмобом.

Флешмоб – одна из немногих форм свободного высказывания, которая до недавнего времени оставалась неподконтрольной власти. Флешмоб (от английского flash mob – «мгновенная толпа») – это разновидность массового социального акционизма, когда большая группа людей, скоординированных тем или иным образом (в основном, через социальные сети), появляется в одном месте и выполняет заранее оговоренное действие, как правило, абсурдное. Мотивы, по которым люди участвуют во флешмобах, незатейливы, но гуманны: люди хотят развлечься, на время стряхнуть общественный стереотип поведения, выбраться из своих воротничков, белых или голубых (участники этих акций зачастую вполне респектабельные граждане), приобрести новых друзей, подзарядиться эмоционально, получив острые ощущения и сбросив психическое напряжение, в общем, как следует оттянуться. Поэтому флешмоб имеет психотерапевтическое значение, хотя не это в нем главное.

Важнее то, что флешмоб раскрепощает и возносит участника в сферу свободного духа, где царят не мотивы, а чистые идеи. Абсурдный характер массового высказывания может иметь социальный подтекст, а может его и не иметь: в последнем случае ценностью и мотивом является само свободное высказывание. Это если не пощечина, то легкий шлепок нормативному, усредненному, обывательскому вкусу, мягкая «социальная контрреволюция», которая при этом остается в рамках закона и даже в рамках приличий. Цели флешмоба достигаются за счёт «эффекта толпы», причем толпы случайной. При том, что флешмоб проектируется и координируется специальными людьми, главный признак его – спонтанность. Как же власть могла пройти мимо такого безобразия?

22 августа в День государственного флага в Ульяновске состоялся так называемый молодежный флешмоб «Мы любим Россию». Чтобы ни у кого не возникло иллюзии, что в этот день будет позволена хоть малейшая спонтанность, региональная власть посредством пресс-релиза предупредила: «22 августа во всех муниципальных образованиях пройдут праздничные мероприятия». Таким образом людям дали понять, что патриотический флешмоб – это никакая не либеральная зараза, а хорошо контролируемое и режиссируемое «праздничное мероприятие» (посему англоязычный «флешмоб» следовало бы переименовать в более привычные «народные гуляния»).

Вот как это событие анонсировалось официально: «В нем примут участие около 700 молодых людей – студентов вузов, школьников, одетых в цвета российского флага. Они выстроятся во фразу «Мы любим Россию» и запустят в небо шары, после чего состоится шествие. Идущие пронесут государственный флаг длиной 20 метров. Всем участникам раздадут ленточки «триколор» и листовки с историей флага».

Если где-то в сообщении о флешмобе вы видите фразу «мероприятие приурочено» или «мероприятие проводится в рамках», то знайте, что это не флешмоб, а именно мероприятие, организованное чиновниками с целью пропаганды чего бы то ни было. Другой признак чиновничьего фальшмоба – отсутствие фантазии, которой хватает в основном на то, чтобы развернуть многометровый триколор, кочующий из акции в акцию, или построить из человеческих тел какую-нибудь юбилейную цифру, фразу или некий стереотипный символ. Стилистика фальшивых флешмобов – фальшмобов – приближается к раннесоветским «пирамидам» из мускулистых человеческих тел в одинаковых майках и трусах, а рост количества фальшмобов идет в ущерб их качеству.



Например, 23 августа ульяновская региональная власть провела другой флешмоб под названием «160 дней чемпионата мира» (правильнее, конечно, было бы сказать «160 дней до чемпионата мира» – имеется в виду чемпионат мира по хоккею с мячом, который пройдет в Ульяновске в 2016 году). Мероприятие состоялось не само по себе, а «в рамках» открытия II Всероссийского фестиваля национальных и неолимпийских видов спорта, который, кстати, интереса публики не вызвал и прошел при пустых трибунах. Вот как это анонсировалось: «Участники выстроятся в цифру 160. При этом у каждого из них будет табличка с Колобком – символом чемпионата мира, которую они по команде поднимут над головой. Затем они выстроятся в форме сердца. Все участники получат памятные призы».

Флешмоб должен быть неожиданным для случайной толпы, здесь же все заранее было объявлено: кто, что и во сколько. Главное: флешмоб должен быть добровольным или – никаким. А тут пригнали детей, который мерзли прохладным августовским вечером, чтобы на пару минут составить из своих хрупких подневольных тел это бессмысленное число и это пошлое сердечко, которых все равно никто не увидел, ибо рассмотреть их можно было разве что с крыши рядом стоящего Ленинского мемориала, а так, вблизи, сердечко не отличалось ни от числа 160, ни от «числа зверя», ни от любого другого.

Как сильно по своей сути это отличается от флешмоба, описанного Миланом Кундерой, когда в августе 1968 года в Праге молодые пары, чешские парни и девушки, демонстративно целовались на глазах у советских танкистов (тогда еще был неизвестен флешмоб как термин, но на самом деле это он и был). Из того же разряда – молчаливые протесты в Белоруссии 2011 года, когда люди, организованные движением «Революция через социальные сети», собирались и просто молча аплодировали: по форме действие чисто флешмобное, формально бессмысленное, но в итоге оно оказалось преисполнено символического смысла, который был считан белорусскими властями вполне однозначно: с участниками этих молчаливых акций расправлялись так же, как с участниками несанкционированных митингов. Очень хороший пример – акции, организованные движением «Синие ведерки» (синие ведра на автомобилях как имитация мигалок). Прекрасна своим графическим абсурдомакция екатеринбургских автомобилистов «Мэрия, будь мужиком! Сделай дороги». Бессмыслица, открытая для интерпретаций, – один из признаков политического или социального флешмоба. Примечателен недавний i-моб (флешмоб в социальной сети), родившийся в ответ на заявление Ксении Собчак о том, что она не любит «жирных людей»: молодые пышнотелые дамы начали выкладывать в сеть свои фотографии с тегом #саматыжирная.

В противоположность этому флешмоб, организованный властью, – это фальшмоб, «мероприятие, приуроченное к», на которое сгоняют юных провластных карьеристов и крепостную молодежь и студентов, которые вынуждены изображать из себя стройные ряды ликующих идиотов ради того, чтобы им поставили галочку в ведомости. Больше всего в этой ситуации жаль участников провластных фальшмобов, которые вместо развлечения, безобидного стеба и того, что Джордж Вашингтон назвал «правом на жизнь, свободу и стремление к счастью», получают урок подобострастия, лицемерия и рабства. Впрочем, фальшмоб легко отличить от истинного флешмоба, главным образом по принципу спонтанности и еще по целому ряду критериев (см. справку в конце статьи).



Надо отдать должное: власть хорошо освоила технологию истребления публичной жизни – найти живое, присвоить, бюрократизировать и тем самым обессмыслить. Так, все меньше остается подлинных, не зависимых от власти НКО, являющихся способом самоорганизации граждан. Зато больше стало мертвых и полумертвых псевдо-НКО – таков результат усилий власти по «формированию» гражданского общества, настоящие же НКО объявляются иностранными агентами и закрываются. Все, что является не иерархической, а сетевой структурой, гражданской или коммуникативной, где управляющий импульс рождается не в одной руководящей голове, а возникает в результате синергии распределенных в пространстве индивидуальных воль, вызывает у чиновников недоверие, страх, ненависть. Мало сомнений в том, что попытки ограничить, проконтролировать, хотя бы частично заблокировать интернет, а также отрегулировать область рыночного потребления, будут продолжаться. В итоге территория свободы сокращается, дробится и перемещается на кухни.

Однако сама идея флешмоба такова, что его нельзя уничтожить в принципе. Если в назначенный час люди просто замрут там, где шли или стояли, сделав вид, что они о чем-то задумались или куда-то засмотрелись, то это будет классический флешмоб. А о чем они задумались – будет понятно из контекста, как в анекдоте про человека, который раздавал прохожим пустые листы: «А чего писать-то? И так все ясно». В этом смысле молчание оказывается громче самой разнузданной пропаганды и превращается в символическое высказывание. И даже если в нем нет политического подтекста, сам факт, что часть людей ходят и мыслят «не в ногу» и готовы это продемонстрировать, имеет самостоятельное значение. Поэтому значение флешмоба в теперешней России будет только возрастать.

Для справки

«Основные принципы флешмоба:

1. Спонтанность в широком смысле.

2. Отсутствие централизованного руководства, избранного командира.

3. Отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей.

4. Деперсонификация; участники флешмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает.

5. Отказ от освещения флешмоба в СМИ.

Общепринятые правила флешмоба:

1. Никто из участников не платит и не получает денег.

2. Действие должно казаться спонтанным.

3. Должно сложиться впечатление, что мобберы — такие же случайные прохожие, как и все.

4. Сценарий чаще всего имеет абсурдный характер (действия мобберов не должны поддаваться логическому объяснению, за исключением танцевального флешмоба).

5. Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны делать все с серьёзным видом).

6. Флешмоб не должен содержать рекламу или же её элементы, акции не принуждают к голосованию за кого-либо».

(Из статьи «Флешмоб» в «Википедии»).


Фотографии автора



Версия для печати