КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЧто нужно современному человеку

30 НОЯБРЯ 2015 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

http://0s.oj2q.o5uww2lqmvsgsyjon5zgo.cmle.ru/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/File:%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_20_%D0%BB%D0%B5%D1%82_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%28%D0%A1%D0%9F%D0%91%29-2.JPG

В зале приемов ТД «Библио-Глобус» на стенах висят гравюры просветителей: Ломоносов, Сытин, Некрасов… Рассматривая их, я подумал, что со временем здесь может появиться изображение профессора Свято-Филаретовского института Александра Михайловича Копировского, потому что всю его многообразную преподавательскую и научную деятельность легко охарактеризовать этим емким словом — просветитель. Шутка, конечно. И все-таки хорошо, что искусствовед материализовался в самом главном книжном магазине Москвы и представил любопытной публике свою первую книгу «Введение во храм» — сборник статей, в которых говорится о церкви Покрова на Нерли, соборе Василия Блаженного, картине «Реквием» Павла Корина и проч., и проч., и проч.

Книга замечательная. Не только темами, но и радостным взглядом, духовной радостью.

Культово-инвентаризационному подходу к культуре Копировский противопоставляет в ней подход экклезиологический. Церковные артефакты — это не вещи на складе всемирного наследия человечества, а пространство смыслов, которое открывается по мере вхождения человека в Церковь. Первый этап такого вхождения — оглашение. Многие тексты написаны для оглашаемых или тех, кто их оглашает.

Хотя сводить всю проблематику сборника к оглашению будет, наверное, неправильно. В конце концов, храм можно увидеть и вне церковной ограды. Искусствоведческие тренды, завязки на личный опыт общения с людьми искусства, понимание архитектоники культурной жизни, безусловно, присутствуют в сборнике. Он как бы являет собой быстрый взгляд на ту светлую, высокую Церковь, которую мы видим на полотнах Андрея Рябушкина. Церковь присутствует в культуре и свидетельствует о горнем. Но она присутствует в качестве артефакта. Она соседствует со ступами, языческими капищами, идолами гуманизма, с попсой и стебом. Ее свидетельство не так заметно, как хотелось бы. Это всего лишь краткое мгновение, когда наш взгляд направлен на картину или на шедевр церковной архитектуры.

Копировскому благодаря своей книге удается продлить это мгновение. Вернее, правильно было бы сказать: продлить мгновение ока. Ведь пока мы смотрим, наше око видит, мы внутренне двигаемся и живем. Остановись, мгновенье! Ты прекрасно! Так можно обозначить один из существенных мотивов сборника нашего автора.

Второй важный мотив обозначил во время презентации ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин. Он обратил внимание на то, что презентация проходит в зале искусства. Что здесь много всяких интересных альбомов и соблазнительных форм. Но этот соблазн не мешает свободе, здесь можно дышать. По мнению Чапнина, свобода гораздо важнее, чем правильные формулы, мертвые схемы. И в памятниках прошлого мы видим эту свободу. Видим мы ее и у автора, который пишет об этих памятниках. Свобода творчества возможна здесь и сейчас.

На презентации говорилось немало хороших слов. Так, доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова отметила, что книга написана о выдающихся шедеврах, которым посвящены целые тома, она содержит новые факты, развенчивает расхожие мифы. Ведущего научного сотрудника Института художественного образования и культурологии Российской академии образования Юрия Протопопова поразил язык книги, то, с какой теплотой рассказывается о судьбе людей, связанных с этими шедеврами. Главный редактор журнала «Искусство в школе», заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО Александр Мелик-Пашаев обратил внимание на то, что в книге удалось преодолеть разрыв между религиозным и светским в культуре. Он охарактеризовал главы книги как позитивные свидетельства, объединяющие людей и способствующие возрастанию интереса к церковному искусству в педагогической среде.

Но главным, пожалуй, были не слова, а атмосфера зала: отзывчивая, доброжелательная. Совершенно случайные люди могли спокойно задать вопросы или высказать свое мнение. Стопка книг, предназначенных для продажи, быстро таяла. Все желающие смогли получить автографы. Общение продолжилось за фуршетом. Не было: красной икры, семги, вина. Копировский возглавляет общество «Трезвение», и даже чокнуться стаканчиком с чаем автору заметки с автором книги так и не удалось. Были: чай-кофе, печенюшки, сливы, виноград. Словом, все по-братски. И никакого упрека в глазах просветителей.

Современному человеку нужна христианская культура, не бутафория, а серьезная, действительно по Христу и действительно культура, писал о. Павел Флоренский. На этой оптимистической ноте и закончим. И будем ждать новую книгу Александра Михайловича Копировского.

Версия для печати