Корни зла
Тема народного покаяния, снова возникшая в публичном пространстве в год столетия русской катастрофы, не вызвала в обществе особого энтузиазма.
На недавнее обращение, подписанное свящ. Георгием Кочетковым, филологами Ольгой Седаковой и Юлией Балакшиной, кинорежиссером Андреем Смирновым, писателем Никитой Кривошеиным, предводителем дворянского собрания Олегом Щербачевым, пока откликнулись немногие. Для одних — это слишком глубокая архаика, для других — признак слабости, унижения. На последних Рождественских чтениях Александр Щипков, представляющий синодальную структуру по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, так и говорил: перед кем каяться-то? Перед американцами, что ли?
В логике либерального дискурса каяться тоже вроде бы не в чем: я не отвечаю за поступки родственников, близких, тем более за дела прадедов. Да, конечно, сейчас на Западе покаяние модно: грехи империализма, колониализма, всяческих геноцидов требуют сильных жестов. Но это там, у них, а у нас все иначе. Может быть, поэтому в наиболее посещаемой рубрике «Особое мнение» на либеральной радиостанции «Эхо Москвы» в эти дни никто не вспомнил события столетней давности.
Чем хорош постмодерн, так это тем, что он способен адаптировать разные стили, включая и архаические, приспосабливать их к структуре момента. О народном покаянии можно и должно говорить на полном серьезе. Хотя бы потому, что подобные разговоры ставят преграду ползучей советизации, задают определенную рамку.
Конечно, на призыв к покаянию откликнуться немногие, но ведь и политика делается тоже немногими людьми. Главное, чтобы процесс пошел. Собственно, формы покаяния могут быть любые. Об этом говорят авторы обращения: от публичных акций до исторических разысканий и открытия семейных архивов. Вопрос не об этом, а о возможности войти изнутри в само покаянное действо. Вот философ Григорий Гуттнер пишет: «Преступления, совершенные в нашей стране нашими же соотечественниками, не имеют исторических прецедентов. Корни зла, выращенного в эту эпоху, прорастают постоянно и поныне. Я постоянно сталкиваюсь с многообразными его проявлениями и, одновременно, сознаю свою ответственность за это зло. Хочу присоединиться к усилиям по его преодолению». Кажется, его слова — не игра на поле политики. Просто Гуттнер представляет иную Россию, озвучивает ее мысли. Граждане этой России считают, что происшедшее в их семье имеет непосредственное отношение к ним самим. Если брат коррупционер, если он кого-то убил или ограбил, то это задевает всех членов семьи. И распространяют такой подход на страну в целом.
Покаяние касается всех страт общества, всех этносов, ответственных за революционные события. Это мой камушек в огород Леонида Гозмана, ответ на его вопрос о «чекистах-евреях».
И еще один важный момент: покаяние — это признак силы, а не слабости. Проявление своей личной ответственности за происходящее.
В 1917 году многие раскрученные люди, когда пришла пора испытаний, просто подняли лапки, самоустранились, исчезли в пространствах. И «Россия слиняла за три дня», если воспользоваться словами Розанова. Слабыми оказались вожаки.
Прокремлевские политтехнологи боятся, что покаянная тема расколет путинский консенсус. Ведь она возникает как в контексте проигравших, потомков «белых», так и в контексте «красных», победителей. Последним вроде не в чем каяться. Но если не забывать, что красное колесо прошлось и по ним, то здесь тоже не все однозначно. Словом, в обществе начнутся новые разделения. А этого как раз Кремль и хочет избежать.
Официальная Церковь подыгрывает властям предержащим. Фактически она свела память о катастрофе к почитанию новомучеников и исповедников. В этом ключе следует понимать и богослужение, которое совершит патриарх Кирилл 15 марта, в день отречения от престола императора Николая II. В принятом на днях Синодом документе общецерковных мероприятий РПЦ МП в связи с круглой датой говорится также о проведении конференции и выпуске иллюстрированного альбома. Мелочевка, одним словом.
Что же касается соборного покаяния, то топ-менеджеры молчат. А менеджеры рангом пониже, вроде о. Владимира Вигилянского, заявляют, что никакого всеобщего покаяния и быть не может. Нужно просто, мол, установить «год тишины». То, что святой патриарх Тихон говорил именно о народном покаянии, их не волнует. Ну а «Послания к галатам», в котором апостол Павел призывает покаяться всю общину, они, похоже, не знают.
1. Россия. Владивосток. 18 декабря 2016. Во время церемонии открытия памятника российскому императору Николаю II на территории Покровского парка рядом с Покровским кафедральным собором. Открытие памятника приурочено к отмечаемой в этом году знаменательной дате — 125-летию посещения будущей столицы Приморского края цесаревичем Николаем Александровичем. Юрий Смитюк/ТАСС
2. Россия. Санкт-Петербург. На втором фестивале "Аeroграфия - 2008". Фото ТАСС/Интерпресс/фото из архива: 16.08.2008