Презумпция виновности
Говорят, что любят не «за», а «вопреки». Похоже, что так. На то она и любовь, чтобы вопреки всему, включая здравый смысл. Но это все понятно, и философствовать тут не о чем. А вот что на самом деле непонятно и в моей голове не поддается осмыслению, так это ненависть. Она, по моим наблюдениям, еще более иррациональна, нежели любовь. Человек сначала испытывает это острое чувство, а уже потом объясняет себе и своим доверенным лицам, за что он ненавидит этих негров, цыган, мусульман, евреев, грузин, укропов, беженцев, либерастов, гомосексуалистов, соседей, начальника, «эту нашу врачиху» или «эту морду из телевизора»… Главное, что объяснение «за что» есть всегда. А еще говорят, что от любви до ненависти — один шаг. Это так, только вот в обратном направление — совсем даже не один, потому что обратного пути от ненависти к любви за редким исключением вообще не существует.
К таким выводам я пришла на примере необъяснимого феномена ненависти людей к Ксении Собчак. Прежде чем написать этот текст, я перессорилась у себя на странице в фейсбуке уже не сосчитать со сколькими своим френдами. Только отобьешься от одного, налетает другой, третий, пятый... Всем говорю одно и то же: что считаю Ксению Собчак одним из лучших на сегодняшний день представителей журналистского цеха. Одним из троих ведущих (Сергей Медведев, Константин фон Эггерт и Ксения Собчак), из-за кого покамест еще смотрю «Дождь». И мне совершенно наплевать, что в юном возрасте Ксения вела «Дом-2». Я не видела этой передачи, и даже если она была фривольна, то это был такой формат, делалась она на любителя. Кто не любитель, не смотрели. Почему-то сейчас, если брать тот же «Дождь», то никого не смущают пошлости и дешевая игривость Татьяны Арно или бравадная чудовищная похабщина Арины Холиной. Но это так, к слову. Не о том речь.
Речь о таком загадочном явлении, как жгучая ненависть нашей публики к Ксении Собчак. Тут действительно какая-то загадка. Возможно, что-то из серии Раисы Горбачевой: «ненашинская» она какая-то, слишком гламурная, слишком свободная, может быть, слишком для наших мест богатая — в общем, другая...
Вот лишь некоторые отрывки из обличительных текстов в ее адрес:
Вячеслав Долинин: Какие иллюзии могут быть относительно «Дождя»? Уже то, что там служит путинская протеже Ксюшадь, достаточно ясно характеризует этот канал.… Кстати, как она попала в зомбоящик? С такой (как бы это помягче сказать...) внешностью в телеведущие не пускают. Дядя Вова подсуетился.
Иванна Иванова: А есть данные, что теперь себе тексты пишет она сама?
Борис Волох: Ставить в один ряд Ксению Собчак с лучшими представителями журналистского цеха сегодняшней России, с её «золотыми перьями», с её, если угодно, совестью — нет, увольте. Дело же не только в мастерстве владения речью. Понимаете, нельзя сегодня быть хорошим журналистом, если ты заявляешь: «Нужно убрать антипутинские лозунги, требовать проведения конкретных реформ (судебная, избирательная, конституционная), тем самым влияя на власть». И почему, скажите, эта «искра Божия» загорелась у Ксении только зимой 2011года?
Все эти нападки столь абсурдны, а местами просто непотребны, что даже отвечать на них как-то неловко. Если отбросить совершенно позорные для мужчин шпильки по поводу внешности (красота вообще штука субъективная, мне Ксения кажется очень эффектной и привлекательной особой) и прочие глупости, то уж в либеральной журналистике она появилась значительно раньше 2011 года. За нее и пострадала, став на госканалах персоной нон-грата после вопросов, заданных ею на сцене в прямом эфире Чулпан Хаматовой.
И еще. Если бы даже Собчак пришла на волне протестных выступлений 2011 года, то что?
Что касается влияния на власть и антипутинских лозунгов, то я не уверена (сейчас скажу страшную вещь), что в этом утверждении Собчак категорически неправа. Я, честно, не знаю… И вот почему. Есть люди-герои, но они при данном режиме столь немногочисленны, что невольно превращаются в камикадзе. А народ безмолвствует, народу пофиг. «Ну еще одного забрили. Либераста. Иподелом»….
Призывать при нынешнем уровне гражданского самосознания и всевластия репрессивных органов идти на баррикады — это выступать в роли даже не попа Гапона, а героя Карцева из фильма «Предсказание». Помните, когда он принес персонажу Басилашвили канистру с бензином, призывая совершить самосожжение чуть ли не на Красной площади? У меня нет ответа, как надо. Но Ксения (с которой, на всякий случай замечу, я лично не знакома) на такой взгляд право имеет.
Я совершенно уверена, что люди, которые вешают на нее всех собак, просто не в курсе. Не смотрят на «Дожде» ее великолепных, пожалуй, на сегодняшний день самых профессиональных в российской журналистике интервью, не читают ее публицистики.
А еще чего-то не могут простить. Сами не знают чего, но «такое не прощается»…
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС