Демографическая ситуация, усложнение современной военной техники и вооружений, необходимость экономить на армии — все эти факторы, влияющие на развитие вооруженных сил, стали определяющими для отказа от призыва. Переход к добровольческой армии стал важнейшей тенденцией последних лет: сегодня в Европе осталось всего около десятка государств, где сохранилась призывная армия. В каждом конкретном случае тому есть специфические причины. Турция и Греция видят друг в друге военных противников и готовятся к тому, чтобы резко нарастить армию в случае агрессии. Историческая память не слишком населенной Норвегии хранит воспоминания о национальном унижении, когда германские войска беспрепятственно оккупировали страну. Финляндию не отказываться от призыва заставляет опыт существования рядом с нашей страной. Сторонники призывной армии в России настаивают, что и нашему государству нужны миллионы резервистов, которые должны готовиться на призывной службе. Они игнорируют то, что Россия стремительно падает в демографическую яму: в ближайшее десять лет число юношей, ежегодно достигающих 18-летнего возраста, не будет превышать 600-650 тысяч человек (при потребности Вооруженных сил 500 тысяч в год). Российский министр обороны Сергей Шойгу обещает, правда, решительно сократить численность призывников. О конкретных цифрах сокращения он намеревался сообщить в ноябре. Однако движение к здравому смыслу неизбежно сталкивается с препятствием — требованием Путина сохранить армию численностью в миллион военнослужащих.
В области строительства Вооруженных сил одержана новая эпохальная победа. Министр обороны Сергей Шойгу сообщил: 1 августа на боевое дежурство заступили смены только что созданного нового вида Вооруженных сил — Воздушно-космических. ВВС (к которым ранее присоединили ПВО) объединены с Космическими силами. «Теперь под единым руководством объединены: авиация, войска противовоздушной и противоракетной обороны, космические силы и средства Вооружённых сил», — подчеркнул генерал армии Сергей Шойгу. Богатая идея о создании некоей воздушно-космической обороны была подкинута начальникам страны в середине 2000-х.
На днях Владимир Путин подписал указ о проведении эксперимента по формированию мобилизационного людского резерва. Речь идет о заявленной еще два года назад попытке формировать мобрезерв Вооруженных сил более или менее цивилизованным способом. Предполагалось, что по завершении службы солдат сугубо добровольно подписывает контракт на пребывание в резерве и будет (невиданная в России вещь) даже получать скромную сумму денег. А за это его будут регулярно призывать на учебные сборы в специальные резервные воинские части, которые должны быть созданы при командованиях военных округов. Идея генералам не понравилась...
В военном городке под Омском произошла очередная трагедия. Обрушилась секция казармы 242-го учебного центра Воздушно-десантных войск. Погибли 23 солдата, буквально накануне принявшие присягу. Властная вертикаль прореагировала мгновенно. Министр обороны Сергей Шойгу и командующий ВДВ Владимир Шаманов прервали отпуска (оцените степень самопожертвования). Из Центра по управлению обороной страны Шойгу каждые полчаса делал доклад президенту. Еще не достали последнего погибшего из-под развалин, а следователи уже вели выемку документов в компании, которая в 2013 году проводила капитальный ремонт здания.