Демографическая ситуация, усложнение современной военной техники и вооружений, необходимость экономить на армии — все эти факторы, влияющие на развитие вооруженных сил, стали определяющими для отказа от призыва. Переход к добровольческой армии стал важнейшей тенденцией последних лет: сегодня в Европе осталось всего около десятка государств, где сохранилась призывная армия. В каждом конкретном случае тому есть специфические причины. Турция и Греция видят друг в друге военных противников и готовятся к тому, чтобы резко нарастить армию в случае агрессии. Историческая память не слишком населенной Норвегии хранит воспоминания о национальном унижении, когда германские войска беспрепятственно оккупировали страну. Финляндию не отказываться от призыва заставляет опыт существования рядом с нашей страной. Сторонники призывной армии в России настаивают, что и нашему государству нужны миллионы резервистов, которые должны готовиться на призывной службе. Они игнорируют то, что Россия стремительно падает в демографическую яму: в ближайшее десять лет число юношей, ежегодно достигающих 18-летнего возраста, не будет превышать 600-650 тысяч человек (при потребности Вооруженных сил 500 тысяч в год). Российский министр обороны Сергей Шойгу обещает, правда, решительно сократить численность призывников. О конкретных цифрах сокращения он намеревался сообщить в ноябре. Однако движение к здравому смыслу неизбежно сталкивается с препятствием — требованием Путина сохранить армию численностью в миллион военнослужащих.
На прошлой неделе произошли два, казалось бы, совсем не связанных между собой события. Американцы совершенно неожиданно испытали прототип баллистической ракеты средней дальности. Произошло это всего лишь через 9 месяцев после выхода Вашингтона из Договора о запрещении ракет средней дальности. Еще совсем недавно американские (равно как и российские) эксперты говорили, что Пентагону потребуется несколько лет для создания такого образца. Вторая новость — пожар в энергетическом отсеке многострадального российского авианосца «Адмирал Кузнецов». В результате проведения в ходе ремонта «огневых работ» металлическая окалина пролетела на нижнюю палубу. И подожгла кучу оставленной там ветоши.
Похоже, недавнему интервью Сергея Шойгу «Московскому комсомольцу» (тому самому, за легкую критику которого «Известия» уволили своего военного обозревателя) суждено стать классической иллюстрацией к понятию «сглазил». Глава военного ведомства расхвастался, приписал исключительно себе те действительно позитивные перемены, которые произошли в российской армии за последние десять лет. Казалось, делать это можно было совершенно безопасно: согласно всем опросам, российская армия стала в глазах россиян модельным институтом (что, заметим, характерно только для милитаристского общества) и пользуется даже большим авторитетом, нежели президент.