С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар
Агентство Bloomberg вывесило на сайте заголовок «Россия напала на Украину», правда, потом извинилось и объяснило, что это был заранее заготовленный на худший случай заголовок, который поставили на сайт случайно. Ряд западных СМИ со ссылками на анонимные источники в спецслужбах называют российское вторжение в Украину неизбежным. Все это дало повод для утверждений, что Запад, прежде всего пресловутые «англосаксы», провоцируют войну России с Украиной. Когда подобные утверждения исходят от обитателей российского телевизора, это нормально – люди на службе...
На наших глазах буквально наперегонки развиваются два тренда. С одной стороны, Россия стремительно движется к войне. Так, в дополнение к силам, размещенным на российско-украинской границе, происходит беспрецедентная концентрация войск в Белоруссии. С востока нашей страны туда перебрасываются силы авиации, комплексы ПВО С-400, общевойсковые соединения. При этом помимо десантников в соседнее государство направили даже морскую пехоту. Моря, как известно, в Белоруссии нет. Если не ошибаюсь, последний раз морские пехотинцы участвовали в сугубо сухопутной операции во время войны в Чечне. Когда у российского Минобороны вообще не осталось резервов.