С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар
Телефонный разговор президентов России и США не привел, вопреки надеждам оптимистов, к деэскалации ни в вопросе Украины, ни в отношениях между двумя странами. Поступающая информация выглядит довольно противоречивой. Так, американские СМИ сообщают, что в ближайшее время будут введены санкции против России. Санкции, которые, по версии агентства Bloomberg, включат не только ставшие уже рутиной рестрикции в отношении конкретных физических лиц и конкретных организаций, а меры, запрещающие американским банкам операции с суверенным долгом России.
В последние дни представители западного истеблишмента – главы государств и правительств, министры обороны, руководители администраций, депутаты парламентов – участвуют в некоем флешмобе. Все они поочередно «выражают серьезную обеспокоенность» по поводу концентрации российских войск фактически по всему периметру российско-украинской границы. Канцлер ФРГ Меркель, то в компании с французским президентом Макроном, то одна, проводит с Владимиром Путиным какие-то переговоры. Президент Турции Эрдоган принял президента Украины Зеленского и по итогам этой встречи прямо заявил, что Турция не признает аннексированный Крым российским.