В последний день октября 2013 года Мосгорсуд принял прецедентное решение, признав недействительным свидетельство о регистрации информационного агентства «Росбалт». Поводом стала жалоба Роскомнадзора в связи с неоднократным нарушением «Росбалтом» статьи 16 закона «О СМИ». Проще говоря, за размещение материалов, содержащих нецензурную брань. Недовольство Роскомнадзора вызвали размещенные на сайте агентства два ролика - новой песни группы Pussy Riot, в рамках июльской публикации «Pussy Riot осквернили нефтяные вышки», а также «Джигит из Краснодара» о задержании «буйного южанина с топором». Агентство подчеркивает, что ненормативная лексика, действительно звучавшая на видео, была предварительно закрыта заглушкой, а сами ролики в тот же день, когда ведомство выдвинуло претензии, руководство «Росбалта» удалило с сайта.
Ну, что, теперь только вперед. В пятницу 21 ноября представители Министерства юстиции России сообщили, что профсоюз «Журналистская солидарность» получил государственную регистрацию. В четверг 27 ноября пойдем получать бумагу на руки. Пять месяцев, если вести отсчет от первого учредительного собрания Московской организации профсоюза, которое состоялось 12 июля. Пять месяцев согласований текстов Устава и протоколов собраний и конференции, правок и переделок множества бумаг, все это позади. Впереди работа. Ее характер и объем существенно отличаются от характера и объема работы журналистского профсоюза любой другой страны, особенно страны европейской.
В набирающем космическую скорость процессе сползания нашей страны в еще неразведанные глубины политико-экономического мирового океана история уходящей недели с лобовой атакой на радиостанцию «Эхо Москвы» занимает особое место. Хотя бы потому, что и само это средство массовой информации очевидным образом выбивается из цеховой линейки лидеров информационного и аналитического вещания. Главное отличие от других — радиостанция смогла в предложенных обстоятельствах удержаться в рамках классических журналистских стандартов, сохранить независимость редакционной политики. Это не требует сегодня никаких дополнительных доказательств.
Произошло тяжёлое разрешение сложного конфликта. Приказ, с которого это всё началось, отменяется. Если говорить дипломатическим языком, он считается «не бывшим» и «ничтожным», словно бы его и не было. Саша Плющев отстраняется от эфирной работы на два месяца, до 14 января, что в точности соответствует тому отпуску, в котором он сейчас находится. А 15-го выходит в эфир как миленький. Совет директоров с этой повесткой дня полностью отменяется. А в трудовое соглашение главного редактора вносится дополнение, повышающее его ответственность за высказывания штатных журналистов, в том числе и в эфире.
Ситуация сейчас очевидна: Венедиктов не может «потерять лицо», сдав Плющева или изменив редакционную политику. Он, несомненно, репутационный человек, который не может пойти на такие потери. Но и Лесин, как ни странно, тоже человек репутационный, просто репутация у него другая и создаётся другой референтной группой. В глазах этой группы он не может позволить себе выглядеть «слабаком». Так что либо будет предпринята какая-то попытка достичь компромисса, либо речь пойдёт об уничтожении «Эха Москвы», потому что когда едет каток — уже всё бесполезно. Но надежда есть, и на ситуацию повлияет степень консолидированной поддержки.