Терминологический спор о том, какие российские партии и движения следует причислять к оппозиции, идет давно. Мы же придерживаемся той точки зрения, что общепринятый формальный подход – проиграл выборы перешел в оппозицию – для России не актуален. Мы станем называть «оппозиционными» только те партии и движения, которые сохраняют независимость от Кремля и реально противостоят исполнительной власти.
Вакансии главных внутренних врагов России в данный момент, видимо, заполнены. Ими назначены «Открытая Россия» Михаила Ходорковского и Алексей Навальный в личном качестве. В силу существенных отличий между двумя этими вражескими объектами в войне с ними используются разные средства. Генпрокуратура 26.04.2017 признала нежелательной деятельность на территории России организации «Открытая Россия», одноименного общественного сетевого движения и Института современной России. Генеральная прокуратура сообщает, что «деятельность этих организаций направлена на инспирирование протестных выступлений и дестабилизацию внутриполитической ситуации».
6 мая 2012 года полиция и спецслужбы самым жестоким образом разогнали мирную демонстрацию в Москве. А позже появилось полностью, от первой до последней строчки сфальсифицированное уголовное дело, и многие из тех, кто пять лет назад вышел на Болотную площадь реализовать свое безусловное право на мирный уличный протест — право, описанное в Конституции, — оказались приговорены к реальным срокам заключения. Пятеро из них до сих пор лишены свободы. И уже пять лет 6 мая в память о тех событиях оппозиция выводит людей на улицы Москвы… В этом году Комитет протестных действий собрал по-настоящему большой и представительный Оргкомитет предстоящей акции.
На уходящей неделе в России международные новости закономерно превалировали над теми, что приходили с родных просторов, но все же и местные, несомненно, заслуживают того, чтобы уделить им самое пристальное внимание. Главное, что случилось за прошедшие дни — отпали последние сомнения по поводу того, как родная власть собирается реагировать на поднимающуюся и только набирающую разгон волну массового уличного протеста. Никакой интриги тут больше нет: в ответ на выход людей на улицу Кремль ужесточает репрессии и сразу дает понять, что церемониться в этот раз не будет.
О том, что на 2 апреля «готовятся провокации», взбудораженная общественность заговорила еще тогда, когда в отделах полиции находились задержанные за «гулянья» по центру столицы 26 марта. Причем, что в данном конкретном контексте может означать термин «провокация», никто особенно не задумывался. Если представить себе, что власть намеренно провоцирует людей на очередной раунд противостояния, чтобы выявить и нейтрализовать лидеров и наиболее ярких «протестантов», то все последующие ее шаги, предпринятые на той неделе, в эту логику никак не укладываются. Потому что все последние дни нас безустанно отговаривали от резких телодвижений...