Терминологический спор о том, какие российские партии и движения следует причислять к оппозиции, идет давно. Мы же придерживаемся той точки зрения, что общепринятый формальный подход – проиграл выборы перешел в оппозицию – для России не актуален. Мы станем называть «оппозиционными» только те партии и движения, которые сохраняют независимость от Кремля и реально противостоят исполнительной власти.
В России впервые за многие годы протестная акция завершилась победой протестующих. Дальнобойщики добились временного снижения ставок на проезд по федеральным трассам. Возможны и какие-то дальнейшие шаги навстречу протестующим, если общественное движение будет разрастаться. Но при этом дальнобойщикам будут достаточно чётко давать понять, что если их протест начнёт политизироваться, то они не получат вообще ничего. Сами по себе дальнобойщики могут чего-то добиться, но если они начнут сотрудничать с оппозицией или пользоваться ее лозунгами, то такая возможность исчезнет.
Не так уже и важно, что я говорил. Потому что за меня гораздо более внятно — а главное, с вполне просчитываемыми юридическими последствиями — все сказал Минюст в своем «Акте плановой проверки» правозащитного центра «Мемориал», датированном как по заказу 30 октября, Днем политзаключенного в СССР. Обвинив ПЦ «Мемориал» в том, что «из мониторинга официального сайта МОО ПЦ«Мемориал» можно сделать вывод, что данная организация активно занимается политической деятельностью в целях формирования негативного общественного мнения по проводимой государственной политике высшими органами Государственной власти, высказывает несогласие с решениями и действиями указанных Институтов власти, результатами предварительного следствия и состоявшимся судебным приговорам по резонансным уголовным делам»; более того, что «своими действиями члены МОО ПЦ «Мемориал» подрывали основы Конституционного строя Российской Федерации, призывая к свержению действующей власти, смене политического режима в стране».
Правозащитный центр «Мемориал» получил от Главного управления Министерства юстиции по Москве «Акт плановой проверки». Бумага пришла по обычной почте, как в прошлом веке приходили все приличные письма. На самом деле, это никакой не акт, а бредовым образом оформленное предупреждение о скором запрете «Мемориала». Не пробьют и трех раз новогодние куранты на Спасской башне Кремля, как по коридорам «Мемориала» загрохочут сапоги омоновцев и следователей, опечатывающих комнаты неблагонадежных правозащитников.
На прошлой неделе я посетил мероприятие – 25 лет «Демократической России». О нем писали. Не так что бы очень много, но исчерпывающе. Разбирали уроки и ошибки движения. Почему при таком славном стартапе такой печальный финал. И практически здесь уже не осталось белых пятен. Всем понятно, что движение вручило ключи от власти номенклатуре и «сильным профессионалам», а номенклатура и «сильные профессионалы» кинули движение. Однако я хочу сказать о другом. Вот я сидел в зале Международного университета, предоставившего крышу, скажем так, все-таки откровенным противникам нового авторитаризма, клубу противников Путина, и понял: да ведь это же месседж! Месседж об отсутствии девяностопроцентного путинского единства. И все остальное мне тоже стало казаться какими-то знаками и месседжами.
На уходящей неделе Комитет протестных действий (КПД) определился с названием, временем, местом и форматом очередной большой протестной акции в Москве. «Марш перемен» пройдет в столице 15 ноября. Организаторы — ПАРНАС и КПД (ожидается, что в ближайшее время к инициативе присоединятся и другие оппозиционные партии и движения) — планируют в положенный срок подать в мэрию заявку на демонстрацию от Пушкинской площади до проспекта Сахарова, где должен состояться митинг. Предполагаемое число участников — 50 тысяч человек. Основные лозунги и призывы будут сформулированы уже на ближайшем заседании КПД. Очень скоро у акции появится и собственный сайт.
Кто такой для нашего суда «потерпевший», казалось бы, четко прописано в ч. 1 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ): «Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда».
В четверг в Москве прошло заседание Совета по правам человека при президенте РФ, на котором присутствовал и тот, при ком, собственно, этот Совет учрежден. В ходе заседания руководители отечественной правозащитной отрасли делились с президентом своей озабоченностью по поводу состояния дел в подведомственной им сфере, где, судя по их выступлениям, все далеко не так благополучно, как хотелось бы. Глава СПЧ Михаил Федотов говорил в основном о тяжелой общественной атмосфере в России и даже привел конкретный пример, который, с точки зрения Федотова, ее красноречиво характеризует. Дескать, в прошлом году в России было продано двести тысяч бейсбольных бит...