Терминологический спор о том, какие российские партии и движения следует причислять к оппозиции, идет давно. Мы же придерживаемся той точки зрения, что общепринятый формальный подход – проиграл выборы перешел в оппозицию – для России не актуален. Мы станем называть «оппозиционными» только те партии и движения, которые сохраняют независимость от Кремля и реально противостоят исполнительной власти.
Именно август 91-го года когда-нибудь будет назван в истории России вершиной демократической революции, которая привело к крушению тоталитарного режима. Самое главное, что эти события были бескровными. И когда говорят об «оранжевой революции», которую больше всего боится наша власть, то надо помнить, что первая такая революция на территории бывшего СССР произошла именно в Москве. Первый раз в истории России русский бунт был не «бессмысленный и беспощадный», а осмысленный и мирный. Мы скорбим о трёх молодых людях, которые погибли в эти дни, но масштаб событий всё-таки позволяет говорить о том, что революция прошла мирно.
Традиционные колонки о трех днях в августе 1991 года сродни зажиганию свечи на студеном ветру. Уже и нынешнее поколение тридцатипятилетних знает об августе лишь то, что позволено знать. А мы все пытаемся каким-то образом донести до молодежи информацию о том совершенно уникальном общественном консенсусе, не позволившем тогдашним генералам резко развернуть страну в сторону приснопамятной эстетики сталинского Политбюро. Проблема, однако, в том, что резко – не удалось, а плавно – вполне удалось. Трехдневный спринт ГКЧП закончился дрожащими руками политических импотентов и препровождением их в «Матросскую тишину». Пятнадцатилетний же марафон ведет дело к тому, что наши генералы, бюрократы и олигархи бегут как новенькие, а на финише лишь как будто напитываются соками.
Уходящая неделя ознаменовалась возбуждением очередного уголовного дела против одного из лидеров российской оппозиции. На этот раз карающий меч отечественного правосудия оказался занесен над головой руководителя предвыборного штаба ПАРНАСа в Новосибирске, ближайшего соратника Алексея Навального Леонида Волкова. По степени абсурдности это уголовное дело вполне может соперничать с тем, что было возбуждено несколькими неделями ранее против другого руководителя оппозиционного штаба, но уже в Костроме, Андрея Пивоварова. Опишем их в порядке возбуждения.
В четверг вечером стало известно о возбуждении еще одного, уже третьего, уголовного дела против Демкоалиции. Новосибирское отделение СК обвиняет оппозицию в фальсификации подписей, собранных активистами в поддержку списка ПАРНАСа. Как следует из сообщения, опубликованного на сайте ведомства, дело возбуждено против «неопределенного круга лиц». Ну, с «определением» этих «лиц», думаю, больших проблем не возникнет. Нет никаких сомнений в том, что прежде всего удар опять будет нанесен по руководителю избирательного штаба Коалиции в Новосибирске Леониду Волкову, который уже является подозреваемым в деле о якобы совершенном нападении на журналиста «ЛайфНьюс».