
Длившаяся в течение года кампания пропагандистской истерии, целью которой было оправдать российскую агрессию на Украине, закончилась тем, чем она неизбежно должна была закончиться. Кровью и убийствами в самой России. В нашей стране развязан политический террор. И первой жертвой стал Борис Немцов, самый яркий, самый харизматичный из лидеров оппозиции. Человек, который во всем отличался от маленьких серых человечков, олицетворяющих путинский режим. Немцов был застрелен профессиональным убийцей практически рядом с Кремлем в ночь на 28 февраля.


ФСБ в субботу, на девятый день после смерти Бориса Немцова, задержаны пять подозреваемых в его убийстве. Об арестованных известно, что один из них заместитель командира подразделения батальона «Север» МВД Чечни, другой трудится охранником в подмосковном гипермаркете и третий зарабатывает на жизнь водителем «КАМАЗа» в Москве. О двух других на момент написания заметки, кроме фамилий и утверждения, что они являются многодетными отцам, информации нет никакой. Сообщалось также, что в Грозном проводилось задержание шестого участника, но он оказал вооруженное сопротивление и подорвал себя гранатой.

То, что по делу об убийстве Бориса Немцова российские следователи выдвинут версию исламского терроризма, стало ясно в тот момент, когда кавказский след только замаячил. Потому что если не рассматривать вариант, который на поверхности (то есть криминального «заказа»), то придумать, почему нескольким уроженцам Северного Кавказа, уже много лет проживающим в столичном регионе, вдруг понадобилось у стен Кремля застрелить известного политика, просто невозможно.

Мы говорим и говорим об этом убийстве и всякий раз от общего неизбежно переходим к частному, разбираем конкретные версии, начинаем спорить, отметать, утверждать. И расставлять по ранжиру — какая версия страшнее. Но вот вы посудите сами. Если брать наше время, в Америке убивают таких людей, как Немцов? Я имею в виду убийство не оппозиционного политика, а в принципе насильственное устранение фигуры национального масштаба? Нет. А в Германии? Тоже нет. И в Британии нет, и в Италии с ее коза нострой и каморрой тоже давно — и слава богу! — таких убийств не было.

3 марта на Троекуровском кладбище в Москве похоронили Бориса Немцова. Гражданская панихида состоялась в Сахаровском центре. Проститься с политиком пришли тысячи людей. Очередьрастянулась почти накилометр, поэтому возложить цветы успели не все. Когда гроб после церемонии выносили, чтобы установить на катафалк, в толпе кричали: «Герои не умирают!». Известные политики, правозащитники и журналисты рассказали, кем был для них этот человек.
Борис Немцов был очень хорошим человеком. Порядочным, смелым, добрым — это мужские качества, ценимые испокон века. Он был верен в дружбе, незлобив, позитивен и обаятелен, весел.




Что-либо написать о марше или шествии, будучи его организатором, очень трудно. И не потому, что хочется все представить красиво – Бог с ней, с этой красотой! Просто очень многого не видишь, занятый морем мелких сиюминутных конкретных дел и решений, важных, нужных, но непозволяющих увидеть, услышать и почувствовать то, что на самом деле важно... Траурное шествие памяти. У нас еще не было такого. Были похороны близких, замечательных людей, но не то, что было сегодня. Убийство Бориса Немцова прямо в самом центре Москвы. Бориса, который ничего не боялся, кроме тягостного увядания – и наверное потому оставался невероятно, сказочно живым и простым в человеческом общении. Убийство, цель которого ясна: заставить всех замолчать, запрятаться в норы, уехать, наконец.

Убийство Бориса Немцова произошло в условиях беспрецедентной для современной России кампании ненависти. С телеэкранов россиянам снова и снова объясняли, что в стране действует пятая колонна, а иностранные агенты подрывают национальную безопасность. Навязанная модель осажденной крепости позволяла дискредитировать любого критика власти. Борешься с коррупцией — работаешь на США. Требуешь перераспределить бюджетные средства в пользу образования и здравоохранения — агент Коломойского. Выступаешь за свободу творчества — враг религии. И так далее.