В минувшую среду правоохранительные органы Республики Крым провели обыски в здании, которое занимает Меджлис крымскотатарского народа, а сегодня судебные приставы наложили арест на имущество благотворительного фонда «Крым», созданного в свое время лидером крымских татар Мустафой Джемилевым и осуществляющего хозяйственную деятельность различных подразделений Меджлиса в Симферополе и других городах полуострова. Нет никаких сомнений в том, что действия местных силовиков направлены на то, чтобы общественные организации, не признавшие присоединение Крыма к России, считающие полуостров аннексированным северным соседом, прекратили свое существование.
Местные правоохранительные органы и раньше осуществляли репрессивные действия против отдельных лидеров крымскотатарского народа — достаточно вспомнить запрет на въезд в Крым Мустафе Джемилеву, авторитетнейшему представителю татарской общины, и руководителю Меджлиса Рефату Чубарову. Впрочем, давлению подвергались и рядовые граждане: все последние месяцы приходили сообщения об обысках у самых разных людей. Однако впервые прямой «наезд» осуществлен на структуры пусть и не зарегистрированные формально, по законам Российской Федерации, но признанные во всем мире как выборные организации, выражающие мнение подавляющего большинства крымскотатарского народа и пользующиеся в его среде непререкаемым авторитетом.
Понятно, что подобные действия вызовут у крымских татар резко отрицательную реакцию. Впрочем, следует признать, что пока никаких массовых протестных выступлений в Крыму не случилось. В первую очередь, наверное, потому, что к сдержанности и спокойствию соплеменников призывают их лидеры. Правда и то, что все последние месяцы эти самые лидеры не уставали повторять, что любому терпению однажды приходит конец. (ЕЖ)
«Хорошего выхода из этой ситуации нет. Вообще из плохой ситуации хороший выход бывает редко, обычно выбор между совсем плохим и чуть лучшим. Сама по себе нынешняя ситуация для крымских татар не нова. Они жили в подобных условиях, начиная с середины 60-х годов, после того как официально кончилась их вечная ссылка в Средней Азии и они как народ были реабилитированы. Но они всё равно в глазах власти были людьми «второго сорта». Так было и в годы ссылки в Узбекистане, и после возвращения в Крым.
Только в последние годы украинское правительство стало относиться к ним с уважением, признало коренным народом и обещало те преференции, которые положены коренным народам по международным конвенциям. По большому счёту эти обещания оказались не исполнены, а после оккупации Крыма о них уже никто и не вспоминал. Таким образом крымские татары вновь попали в страну, откуда они всегда пытались убежать и, казалось, даже смогли это сделать в 91-м году после того, как Крым остался в Украине, а Россия стала заграницей.
Вообще сам вопрос, принимать или не принимать российскую аннексию Крыма, для татар довольно теоретический. Всё обстоит гораздо проще. Местная власть, действующая в данном случае в соответствии с указаниями из Москвы, просто приходит и отнимает у этого народа его коллективную собственность, мешает продолжению деятельности избранных органов национальной координации: курултаю, меджлису национальному и меджлисам поселковым. При том что это — формы самоопределения, которые не противоречат ни российским, ни украинским законам. Но поскольку крымские татары представляют из себя единственную организованную силу на полуострове, которая является потенциальной угрозой для российской власти, то эта власть делает первый ход и пытается татар запугать, выбить у них из-под ног почву, лишить их возможности национальной координации и оторвать их от лидеров. Мустафу Джемилева уже не пускают в Крым, Рефата Чубарова предупредили о возможном запрете на въезд, и положение его на полуострове очень шаткое. Это способы, которыми российская власть пытается снизить возможности гражданского протеста.
Власти опасаются любого, даже легального, организованного противостояния российской экспансии в Крыму и всей ситуации, возникшей в связи с Украиной. При этом надо признать, что поначалу власть хотела с татарами договориться. Известен телефонный разговор Мустафы Джемилева с Владимиром Путиным весной этого года, который свидетельствует о том, что Кремль надеялся заручиться лояльностью крымскотатарского народа, купить его обещаниями максимальной автономии, экономического благополучия и прочим, что он обещает всегда. Но крымские татары не лыком шиты, ХХ век был для них очень тяжёлым, они знают цену подобным обещаниям и посулам российской власти просто не доверяют. В результате возникает конфликт.»
Лидеры Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев.
Фотография ИТАР-ТАСС