Поезд дальше не пойдет
16 ДЕКАБРЯ 2014, ВАДИМ ДУБНОВ



Революция случилась 14 декабря, в тот день, когда российские поезда перестали ходить за некоторые рубежи родины. Но ее, как это часто бывает с настоящими революциями, никто не заметил. И дело не только в том, что РЖД решили начать экономить и поезд дальше не пойдет — ни в Киев, ни в Баку. Дело вообще не в рельсах и тяге.

Стиль большой путаницы окончательно стал определяющим. Политическое решение выдается за экономическое, но так, чтобы все догадались, что оно на самом деле политическое. При том, что по большому счету оно экономическое и есть — в рамках той экономики, конечно, в которой приходится жить.

Скажем, интрига с «Южным потоком» объявляется экономически невыгодной из-за позиции Софии. Но преисполнена большой геополитики. Мы, как явствует из сюжета, теперь сами немного как турки, которые хотели быть европейцами, но, оскорбленные надменностью последних, перевели взгляд на Дамаск, Тегеран и Пекин. И, конечно, Дело.

Вся гамма чувств разыграна в коротком сюжете про предательство братьев-славян, забывших Шипку и вековое владычество турок. Которых, впрочем, Москва сама теперь предпочла неблагодарным родственникам.

При этом никто не мешает зрителю одновременно держать в уме нехитрую мысль о том, что происходящее связано, прежде всего, со странностями бизнеса, о которых все, впрочем, знали заранее и только ждали, когда перестанет идти карта.

Перестала. Судя по всему, с мегапроектами, если дефицит козырей продолжится, может случиться, как с турбизнесом: последовательно, но обвально. Не успели заинтересованные соседи как следует поспорить о приятной во всех отношениях железной дороге из России в Армению через Сухуми и Тбилиси, анонсированную самим президентом, как выяснилось, что у РЖД наряду с такой безудержностью есть определенные проблемы с бизнесом. И пассажирское сообщение с Украиной, Казахстаном, Таджикистаном и Азербайджаном оно поддерживать более не в состоянии.

Катастрофы нет. По этим направлениям больше половины поездов формируется странами-партнерами, поэтому важны в данном случае не последствия, а суть начинания. Список отмененных направлений — радость пикейного жилета. Потайной смысл совсем не потайной. С Украиной понятно, Таджикистан — поставщик гастарбайтеров, Азербайджан тоже постоянный геополитический оппонент, Казахстан глухо ропщет в рамках евразийского единства. Впрочем, нет Белоруссии и даже нет Литвы. И даже Молдавии, которая опять пренебрегла предвыборными пожеланиями Кремля и лично Дмитрия Рогозина.

Так что политический намек очевиден, но не убедителен. С экономической точки зрения все вроде бы и скучнее, и понятнее. Железнодорожное сообщение, бывает, и пропадает. Скажем, ходили некогда поезда из Эстонии через Латвию и Литву до самой польской границы. Особым спросом они не пользовались, и уже много лет Балтия сообщается между собой автобусами. А в Европу еще и самолеты, благо дискаунтеров не счесть. И прошло все как-то незаметно, без демаршей.

Про наши дороги наше путейское начальство может думать то же самое. Как и про то, что ДНР — это такая разновидность Приднестровья. Только наш путь особый, даже когда со шпалами.

Пассажирские тарифы, надо сказать, довольно долго держались на вполне бюджетном уровне: как и цены на газ для граждан, они долго считались социальной составляющей. РЖД, в которых финансовые потоки причудливы, как железнодорожная сеть страны, могли себе позволить подобные накладные расходы —- за счет внутреннего перекрестного финансирования, взаимозачетов и прочих выдумок грандиозных корпораций, уверенных в своей естественной монополии. К тому же пассажирские услуги РЖД составляют около 28 процентов не слишком развитых пассажирских перевозок по России, в то время как грузовые — больше 43 процентов, и это с учетом трубопроводного транспорта. К слову, технологии расчетов тарифов на грузовые перевозки устроены так счастливо для путейских чиновников, что их снисходительность к убыточности пассажирских долгое время была понятна.

А потом билеты на поезда стали дорожать со стремительностью падения нравов. Собственно говоря, это стало единственной модернизацией корпорации, которая, по мнению людей, хорошо ее знающих изнутри, вообще к модернизации приспособлена не лучше, чем страна в целом. И несколько скоростных поездов картины не меняет. Если доверчиво слушать главных путейцев, можно и в самом деле подумать, что вся беда в народе, у которого денег хватает только на плацкарт, а с пустыми купе и люксами РЖД вот-вот разорится. Но проходят века, а новых типов вагонов, которые, как в Европе, куда менее обременительны в обслуживании, нет. Они, как всей стране модернизация, не очень-то и нужны, достаточно обязать проводников продать побольше лимонада и нижних полок за дополнительные деньги, ну и поделиться по вертикали с начальником поезда. Такой бизнес. И не надо спрашивать, как его можно было угробить. Во-первых, гробить было и нечего, речь шла о том, что бы такое на этом месте построить, и построили. А, во-вторых, очень аллегоричная структура — наш РЖД, а какой, с другой стороны, ей еще в такой истории быть?

Дело, понятно, не в РЖД. И не в Газпроме. Дело в том, чего мы, собственно говоря, хотим. Болгары нам больше не нужны, как вообще не очень интересна вся восточная Европа. Санитарным кордоном она давно перестала нам служить, так к чему она, если из нее не получается обустроить даже транзитно-трубное пространство? Поначалу в пассажирских тарифах действительно имелась некоторая социально-политическая скидка. Она позволяла, по крайней мере, прямо отвечать в глаза тем, у кого эти глаза горели ненавистью к разрушителям державы. «Что случилось? Как ездили в свой Трускавец или Баку, так и продолжайте ездить».

То был проект «Единое пространство». И в этом ответ и суть. Власть — что нынешняя, что уже былая и подзабытая — мыслила не пространствами и интересами. Она всегда мыслила масштабными проектами, в которых политическое оказывалось корпоративным, а корпоративное политическим, и так по кругу. Бизнес РЖД не плохой, он просто заточен под единый стиль, в котором функционирует вся политэкономическая модель государства. В таком государстве нет и не может быть естественных рычагов, политических или экономических, стимулирующих главную корпорацию страны газифицировать свои территории перед тем, как учреждать глобальный проект по всем глобальным азимутам. И если не будет опасений социального толка, для проекта РЖД не станет проблемой отменить поезда в какую-нибудь Сызрань, и каждый, кто взглянет на ситуацию холодно, должен будет понять, что иначе в этой логике быть просто не должно.

Или кто-то думает, что «Роснефть» просит денег из ФНБ из-за неслыханной жадности? Что такой у нее бездарный бизнес. Нет, обычный. И для этой модели единственно органичный.

В общем, был проект СНГ. Он с виду был и в самом деле похож на попытку расстаться без крайностей. По крайней мере, те, кто об этом рассказывал подотчетным массам, имели все основания верить в собственную искренность. Но первичным был проект компромисса между 11 (без Балтии и тогда еще без Грузии) элитами, поскольку любое обострение в те дни грозило их успеху на вверенной территории. Этот коллективный проект удался в той степени, в которой Дмитрий Фурман точно определил СНГ как содружество помогающих другу президентов. Хоронить СНГ поэтому некорректно, это всего лишь фаза в долгой эволюции одного проекта, в котором меняются нюансы, участники, иногда роль и значение некоторых из них, но суть проекта та же, и он не закрыт.

Из таких проектов состоит политика, которая не имеет отношения к территориям. Вполне российская Олимпиада с Чемпионатом мира по футболу — с точки зрения технологии отправления власти, такой же проект, что и «Южный поток» и Крым с Украиной, разница лишь в жанре исполнения, сроках и объемах финансирования. Проекты связаны между собой, но они не требуют ни модернизации, ни превращения в единую систему государственного развития. И позволяют регулировать процесс в менеджерском, то есть в топ-менеджерском режиме. С плановым списанием убытков.

Некоторые еще неточно называют это ручным управлением. Решения принимаются быстро, иногда неожиданно, но по-своему логично. Обвинений со стороны отдельных россиян в разлучении с бакинской родней власть более не опасается. Наоборот, народ, увидев в списке отмененных Таджикистан и Азербайджан, может быть, только вяло поинтересуется, почему забыли Киргизию. Ну и, понятно, про Украину точно никто не спросит. Кстати, полупустые по нежарким временам поезда в Сухуми никто не отменял.















  • Леонид Гозман: Можно просто поставить себя на место гражданина Финляндии и Швеции. Лично я бы на их месте всячески поддерживал вступление страны в НАТО. Это чисто оборонительная акция...

  • РБК-Украина: Если Швеция и Финляндия решат подать заявку на вступление в НАТО, процедура утверждения может быть завершена в течение нескольких недель. 

  • bor_odin: Очередной хитрый план Путина сработал: теперь и с северо-запада безопасность России будет обеспечивать военный блок НАТО

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
НАТО зайдет с севера
12 МАЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Судя по всему, в эти дни случится то, чего так опасалось российское руководство. Произойдет кардинальный слом системы европейской безопасности. Нет сомнений, что в ближайшее время Финляндия и Швеция одновременно подадут заявки на членство в НАТО. Финская газета Helsingin Sanomat утверждает: «Обе страны работают над тем, чтобы их заявки были поданы в один и тот же день». Финские президент и премьер должны заявить об этом 12 мая. А через три дня после этого о решении вступить в альянс объявит правящая в Швеции социал-демократическая партия. Нейтралитет этих двух государств, которые блюли его во время всех перипетий и кризисов длившейся больше сорока лет первой холодной войны, представлял собой одну из основ безопасности континента.
Прямая речь
12 МАЯ 2022
Леонид Гозман: Можно просто поставить себя на место гражданина Финляндии и Швеции. Лично я бы на их месте всячески поддерживал вступление страны в НАТО. Это чисто оборонительная акция...
В блогах
12 МАЯ 2022
bor_odin: Очередной хитрый план Путина сработал: теперь и с северо-запада безопасность России будет обеспечивать военный блок НАТО
В СМИ
12 МАЯ 2022
РБК-Украина: Если Швеция и Финляндия решат подать заявку на вступление в НАТО, процедура утверждения может быть завершена в течение нескольких недель. 
Вероятность немыслимого. Биологическое оружие
28 АПРЕЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Из всех видов оружия массового уничтожения именно биологическое оружие – самое древнее. В отличие от химического и ядерного оружия, его не требовалось создавать специально. Болезнетворные микроорганизмы всегда сопровождали человечество. Как только люди начали разрешать конфликты силой оружия, они стали использовать источники болезней для победы над врагом. Историки указывают, что в еще хеттских текстах, датируемых 1500–1200 годами до нашей эры, сообщалось о том, что больных туляремией отправляли во вражеские земли, дабы вызвать эпидемию. Ассирийцы пытались отравить вражеские колодцы грибками спорыньи.
Прямая речь
28 АПРЕЛЯ 2022
Аббас Галлямов: Победу оправдать легко, а её отсутствие не оправдаешь вообще ничем, тем более биологическим оружием...
В СМИ
28 АПРЕЛЯ 2022
ТАСС: Южные регионы России потенциально могут быть подвержены биологическим угрозам, источником которых, в частности, являются лаборатории у границ страны. Об этом заявил Николай Патрушев 
Вероятность немыслимого. Гонка за «Сарматом»
21 АПРЕЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
У российских Вооруженных сил случилась победа, достойная того, чтобы с ней поздравил Верховный главнокомандующий. Нет, виктория произошла не в ходе «специальной военной операции по защите ЛНР и ДНР». Россия испытала в первый раз тяжелую стратегическую ракету «Сармат». Путь к этим испытаниям был непрост. О «Сармате» в 2018 году с восторгом говорил Владимир Путин в своем ставшем знаменитым Послании Федеральному собранию. Тогда было объявлено, что эта сверхмощная ракета способна доставить на тысячи километров до десяти ядерных боеголовок. Именно «Сармат» станет средством преодоления американской системы противоракетной обороны, которая, по мнению Москвы, грозит нарушить стратегическое равновесие.
Прямая речь
21 АПРЕЛЯ 2022
Сергей Цыпляев: Вопрос только в одном: когда ракета реально станет на боевое дежурство?
В СМИ
21 АПРЕЛЯ 2022
"Московский комсомолец": Появился еще один аргумент в диалоге с США