После августовского путча КПСС потеряла власть, через несколько месяцев СССР прекратил своё существование. В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики.
В этот момент возникло одно из немногих в истории России, а возможно, и единственное за весь ХХ век окно возможностей. Возможности выйти из колеи многовековой несвободы и отсталости. Сегодня, спустя три десятилетия, очевидно, что эта возможность была упущена. Остаются вопросы, кем и почему.
В 1990–1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Это программа «500 дней» Г. А. Явлинского, «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР И. С. Силаевым, и подготовленная группой Н. А. Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа». Ельцин принял гайдаровский вариант реформ. Хроника экономических реформ, пунктиром:
28 октября 1991 — на V съезде народных депутатов РСФСР Ельцин объявляет о переходе к рынку с января 1992 года.
6 ноября 1991 — Ельцин формирует новое правительство, которое должно воплотить в жизнь грядущие реформы. Во главе правительства Ельцин встаёт сам, а первым заместителем назначает учёного-экономиста, убеждённого рыночника Е. Т. Гайдара. Новым председателем Госкомимущества России его коллега и единомышленник Анатолий Чубайс.
19 декабря 1991 — постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».
Январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.
29 января 1992 — Указ о свободе торговли.
11 июня 1992 — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.».
Июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).
Ноябрь-декабрь 1995 — приватизация крупнейших государственных предприятий путём залоговых аукционов.
1 января 1998 — 1000-кратная деноминация рубля.
С 17 августа 1998 — экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.
Вот как главные идеологи реформ Гайдар и Чубайс объясняют свои действия в книге «Развилки новейшей истории России», написанной ими в 2009 году, то есть, когда уже было ясно, к чему привели эти реформы: «Уже весной 1992 года стало понятно, что в тех конкретных исторических условиях применительно к крупной промышленности денежные схемы приватизации, пусть и более эффективные, не вписываются в политическое окно возможностей. «Большую приватизацию» можно было разворачивать тогда только как бесплатную, ваучерную. Самый простой аргумент сводился к тому, что у граждан не было денег в объемах, сопоставимых с совокупной стоимостью всей государственной собственности. Нельзя было не учитывать и политические ограничения — Верховный Совет РСФСР все более смещался на коммунистические позиции, идея бесплатной приватизации пользовалась популярностью среди населения. Принцип бесплатного раздела государственной собственности между всеми россиянами к тому времени уже был заложен и в законы «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и «Об именных приватизационных счетах (вкладах)», принятые в июле 1991 года Верховным Советом РСФСР по предложению председателя подкомитета по приватизации П. Филиппова. Российский парламент, избранный в процессе первых свободных альтернативных выборов, отражал настроения электората. Возможно, поэтому и среди его «демократических» фракций популярностью пользовался лозунг бесплатной приватизации. Даже фракции коммунистов и промышленников в тот момент также поддерживали ваучерную приватизацию. Поэтому историческая развилка по «большой приватизации» к лету 1992 года выглядела так: или законодательно упорядоченная бесплатная приватизация, или потеря контроля государства за разворачивающейся «номенклатурной» приватизацией. В этой логике и строилась «большая приватизация» — начавшееся с осени 1992 года массовое преобразование средних и крупных государственных предприятий в акционерные общества и продажа их акций в частную собственность в обмен на специально созданные средства платежа — приватизационные чеки (ваучеры)».
Гайдар и Чубайс написали цитируемую книгу в 2009 году. После 9 лет правления Путина. После убийства НТВ и уничтожения свободы слова. После превращения парламента в «не место для дискуссий», фактической ликвидации остатков парламентаризма и всяких признаков разделения властей. После ликвидации выборов и превращения судебной системы в бессильный придаток исполнительной власти. После превращения Российской Федерации в унитарную диктатуру персоналистского типа, а по факту в фашистскую диктатуру с полностью зачищенным политическим и медийным пространством и растоптанным гражданским обществом. Обо всем этом в книге Гайдара и Чубайса ни слова. И дело не в терминах и не в степени жесткости или мягкости риторики. Для главных реформаторов 90-х сами эти проблемы не существуют. Они их не видят или очень не хотят видеть. Я внимательно прочитал всю книгу в поисках признания реформаторами хоть каких-то совершенных или ошибок. Нашел. Вот она, видимо, главная: «Есть примеры серьезных ошибок. Одна из них была сделана при обсуждении проблемы участия в приватизации граждан, не обладавших никакой компетенцией в этой сфере (проблема «бабушек»). Некоторые участники дискуссий считали, что для них необходимо создать посредника, специальный профессиональный институт — чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Предполагалось, что тщательная проработка нормативной базы ЧИФов поможет правильно вложить ваучеры тем гражданам, которые не хотели их продавать, но и не могли оценить выгоды приобретения акций тех или иных приватизируемых предприятий. Оппоненты считали эту затею излишней и нереализуемой. Мы выбрали первый вариант, в результате чего в стране бизнесменами было учреждено несколько сотен ЧИФов, которые собрали более 40 млн чеков. Проект чековых инвестиционных фондов провалился полностью: из-за непрофессионализма их менеджеров и банального воровства. Практически все 40 млн вкладчиков оказались обмануты».
То есть главная ошибка – это чековые инвестиционные фонды. Если бы не они, страна, видимо, сейчас процветала бы, наслаждаясь свободой и плодами рыночной экономики…
Окно возможностей существовало в период с августа 1991-го по декабрь 1993-го. Весь этот период оно постепенно стягивалось, превращалось в форточку и с треском захлопнулось, когда 12 декабря 1993 года была принята Конституция, написанная специально под Б.Н.Ельцина. Наделение президента диктаторскими полномочиями казалось российским либералам гарантией проведения экономических реформ любым, в том числе силовым способом. После принятия Конституции 1993 года возможности избежать фашистской диктатуры напоминали уже не «окно» и даже не «форточку», а скорее узкие щели, сквозь которые было крайне сложно пропихнуть какие-то институты, способные предотвратить сползание страны к фашизму.
У российских реформ 90-х было много препятствий. Про объективные препятствия Гайдар и Чубайс подробно и в целом верно написали в цитируемой здесь книге. Но главные препятствия носили субъективный характер, и идеологи реформ о них ничего не сказали. По причине того, что эти препятствия находились в головах Гайдара, Чубайса и всех других идеологов и организаторов реформ. Этих причин две: все тот же экономикоцентризм и большевизм, действия по принципу «цель оправдывает средства».
Реформаторы всеми силами противились ликвидации государственного телевидения и созданию телевидения общественного. Причина понятна – свободные, неподконтрольные государству СМИ непременно будут «совать свой нос», «поднимать шум» по поводу ошибок реформаторов, короче, «разгребать грязь», то есть делать то, что должны делать независимые СМИ. И это объективно может тормозить реформы. Именно поэтому реформаторы не допустили преобразования «Останкино» в реальное общественное телевидение и предпочли отдать его в руки Березовского, поскольку на тот момент считали его своим союзником. В дальнейшем это же неприятие независимых СМИ привело к тому, что либералы-реформаторы – Чубайс, Немцов, Кох, Хакамада и пр. – оказались фактически на стороне убийц НТВ, объясняя это убийство конфликтом свободы СМИ и прав собственника.
Напуганные всевластием Верховного Совета РСФСР, реформаторы стремились всячески урезать роль и полномочия парламента, не допустить реального разделения властей. Та же причина, а именно стремление создать максимально комфортные условия для проведения реформ заставляло реформаторов тормозить судебную реформу.
Экономикоцентризм этих людей заключался в их убеждении, что благодаря приватизации и слою частных собственников удастся как-то создать фундамент демократии. То есть рынок и частная собственность станут фундаментом, на котором демократия вырастет сама собой. Тут, видимо, сказалось советское образование с его неумеренным вдалбливанием в головы марксистских догм про базис и надстройку…
Экономикоцентризм реформаторов был обильно приправлен большевизмом, который особенно наглядно проявился в 1996 году, когда для избрания больного и недееспособного Ельцина были использованы все средства и ресурсы государства и окологосударственных структур, включая и незаконные.
В конце книги, посвященной развилкам новейшей истории России, главные идеологи российских реформ назидательно пишут: «Для тех, кто руководит страной, бюджетные доходы которой зависят от сырьевых рынков, это новая и трудная развилка: или ужесточение политического контроля, репрессий против несогласных, контроль за малотиражными СМИ, или постепенная демократизация режима, восстановление системы сдержек и противовесов во власти, свобода прессы, реальный федерализм. Первый путь в этой развилке ведет к новой революции. Двух революций, которые наша страна пережила в XX веке, на наш взгляд, ей хватит. Мы не первая страна, которой предстоит сделать такой выбор. С того времени, когда Западная Европа постепенно выбрала именно второй путь, началось беспрецедентное ускорение экономического роста. Надеемся, что, столкнувшись с этой развилкой, российские власти сделают правильный выбор».
То есть люди, которые вне зависимости от своих благородных намерений по факту сделали все, чтобы страна пришла к фашистской диктатуре, рекомендуют фашистскому диктатору встать на путь демократии…
Трудно предсказать, когда в следующий раз в России откроется окно возможностей. Важно, чтобы те, кто попытается им воспользоваться, учли ошибки своих предшественников…
Фото: yeltsin.ru, lenta.ru, gazeta.ru по лицензии CC BY 4.0 - Attribution
.