В международной политике, безусловно, есть внутренняя логика. Неслучайно свое решение об окончательном выходе из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) Москва озвучила именно сейчас, когда новая «холодная война», прямое военное противостояние в Старом Свете становится все более реальным. Следует признать, что ДОВСЕ устарел уже к моменту его подписания в 1990 году. Переговоры об ограничении обычных вооруженных сил шли в Вене почти 20 лет. Военные дипломаты, некоторые из которых всю свою армейскую службу провели в австрийской столице, тогда острили, что для ускорения переговорного процесса его следовало бы перенести в Мурманск. Замечу, впрочем, что и цель переговоров была непростой. Их задачей было разработать такие ограничения для НАТО и Варшавского договора, которые не позволили бы ни одному военному блоку сконцентрировать военные силы, достаточные для агрессии.
В результате был разработан договор, который устанавливал лимиты для развертывания тяжелых вооружений (танков, бронемашин, боевых самолетов и артиллерийских систем) на территории стран НАТО и Варшавского договора. Он устанавливал также так называемые фланговые ограничения, не позволявшие сторонам сосредотачивать крупные военные объединения таким образом, чтобы совершить стратегический охват противника. Государства Европы в результате могли быть уверены, что конфликты не будут разрешаться с помощью силы.
Однако через несколько месяцев после подписания ДОВСЕ развалился Варшавский договор, а следом и СССР. Но транспарентность и взаимные гарантии безопасности были принципиально важны для Европы. И вот в 1999 был разработан адаптированный вариант договора, где лимиты вводились не для военных союзов, а для каждой отдельной страны. И это было довольно выгодно для России. По крайней мере, установленные для нашей страны лимиты значительно превышали существующие объемы тяжелых вооружений российской армии.
Правда, подписанный в 1999 году адаптированный ДОВСЕ сопровождался дополнительными договоренностями, которые включали и российские обязательства вывести вооружения из Грузии и Молдавии. И эти обязательства Москва не выполнила. В ответ государства НАТО не ратифицировали ДОВСЕ. Однако страны Североатлантического альянса продолжали соблюдать объявленные лимиты. Но в 2007 году, сославшись на некие «чрезвычайные обстоятельства» Москва приостановила свое участие в ДОВСЕ, перестала регулярно информировать другие европейские государства о составе и дислокации своих войск. Неслучайно это произошло фактически одновременно со знаменитой мюнхенской речью Владимира Путина, в которой тот говорил о возможности новой «холодной войны» между Россией и Западом. Теперь можно констатировать, что отказ от выполнения ДОВСЕ помог России в военном плане, ей удалось перебросить войска и в Крым, и на российско-украинскую границу. То есть осуществить как раз то, от чего ДОВСЕ должен был гарантировать: скрытно сконцентрировать войска для последующей агрессии.
Сегодня Москва окончательно перестала участвовать в совместной консультативной группе по ДОВСЕ. И это еще одно свидетельство стремительного прихода новой «холодной войны». Кремль упивается возможностью разорвать договоры 90-х. Однако последствия не замедлят сказаться. Когда нет никакого доверия, когда происходит отказ от открытости и транспарентности в военной сфере, безопасность начинают поддерживать с помощью военного сдерживания потенциального агрессора. Как раз в эти дни в Прибалтику прибывают тысячи американских солдат…
Фото: Россия. Московская область. Во время танковых учений по преодолению водных преград на полигоне Кантемировской дивизии в Наро-Фоминском районе. Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев