Украина
21 ноября 2024 г.
Принесет ли новая конституция мир на Украину?
2 ИЮЛЯ 2015, ГЕОРГИЙ ЧИЖОВ

ТАСС

Президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную раду проект поправок в Конституцию. Поправки направлены на децентрализацию власти. Ни текст законопроекта, ни пояснительные записки к нему пока не опубликованы. Об их содержании известно только со слов главы государства. Порошенко утверждает, что центральная власть уступит местным органам власти «не только львиную долю полномочий, но и управление финансовыми ресурсами».

Изменения в Конституции упраздняют институт глав госадминистраций. «Оперативное управление областями и районами переходит в областные и районные исполнительные комитеты, как мы и обещали, они будут формироваться советами соответствующего уровня, которые будут выбирать люди», — пояснил президент. Новосозданный институт префектов займется надзором за соблюдением законов со стороны глав городов и районов. При этом префекты не будут распоряжаться бюджетными средствами и вмешиваться в «оперативное управление». Впрочем, президент оставляет за собой право прекращать полномочия органов местного самоуправления.

Петр Порошенко подчеркнул, что предполагаемые изменения не предусматривают особого статуса для юго-востока Украины: «Проект изменений в Конституции не предусматривает никакого особого статуса Донбасса. Все подобные слухи от лукавого. Проект предполагает возможность специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей, что определяется отдельным законом».

По словам Порошенко, изменения в Конституцию должны «объединить украинское общество». Однако поправки уже вызвали резкую реакцию со стороны властей самопровозглашенных республик. Так глава ДНР Александр Захарченко заявил, что продвижение украинскими властями конституционных поправок, не согласованное с ДНР и ЛНР, означает, что Киев «де-факто вышел из минского мирного процесса».

Смысл поправок в конституцию «Ежедневному журналу» комментирует политолог Георгий ЧИЖОВ:

Проект децентрализации задуман не ради Донецка и Луганска. Идея заключается в том, чтобы поменять, в некотором смысле, саму суть украинского государства, передать максимум полномочий на самый низовой уровень. Во многом концепция децентрализации следует за той моделью, которая была применена в Польше и показала себя там весьма эффективной. Но Донецк и Луганск пришлись тут очень кстати, потому что децентрализация — это универсальный ответ на разные вызовы и альтернатива федерализации, на которой настаивала Россия.

В российской действительности аналога предлагаемой модели нет. Москва под децентрализацией подразумевала выборы губернаторов, которые стали бы независимыми от Киева. Но вместо этого губернаторские посты вообще ликвидируются, а вместо них создаются префектуры. Префект, однако, будет не руководителем той или иной территории, а представителем президента, который следит за соблюдением законодательства и координирует действие общенациональных структур, таких как МВД или МЧС.

Так что, если серьёзно говорить о реинтеграции отдельных районов Донецкой и Луганской областей, в возможность которой в обозримом будущем не очень верится, то децентрализация может стать хорошим «соусом», под которым это можно подавать. Потому что основной объём полномочий окажется у местных органов власти, которых жители смогут самостоятельно выбирать. Другое дело, не совсем понятно, как быть с донецкой «народной милицией», не предусмотренной в других регионах, и всей остальной спецификой, которая должна остаться у ДНР и ЛНР по мысли руководства непризнанных республик.

В проекте конституции в переходных положениях есть фраза: «Особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом». За это переходное положение президент уже изрядно получил, потому что теоретически в этот закон можно протащить всё, что угодно, а прямая отсылка к нему в конституции дает возможность этому «чему угодно» приобрести почти конституционный статус. Пусть и временно, потому что переходные положения утратят силу в перспективе. Но вся конкретика того, как именно будет устроена власть в этих районах, выносится в отдельный документ.

Никакого «права вето» для областей не предусматривается — более того, роль области, наоборот, будет снижена. Эта административная единица в Украине и так играет не такую важную роль, как в России, она относится к местному самоуправлению. А сейчас ещё больший упор делается на общины, или, как их называют по-украински, «громады». Области сохраняются постольку, поскольку позволяют укрупнять некоторые задачи, но никаких дополнительных полномочий у них не появится, даже наоборот. Именно этой логикой и продиктовано решение о ликвидации поста губернатора. Некоторые наблюдатели опасаются, что возможность для отдельной административной единицы влиять на политику всего государства можно будет протащить через тот самый дополнительный закон об отдельных районах, но в самом тексте проекта такие возможности не оговорены.

Теперь будет большой торг насчет того, когда вводить изменённую конституцию в действие. Если изначально хотели сделать это как можно раньше, то теперь говорят о 2017-м или 18-м годах.

Другой важный момент — сколько полномочий берёт на себя центр в итоге. Изначально предполагалось, что они должны быть не очень большими, но если следить за эволюцией проекта с прошлой весны, то видно, что центр по постсоветской привычке начал кое-что перетягивать на себя.

Вторая интрига относительно полномочий центральной власти —вопрос, что уходит под президента, а что под правительство. Потому что Украина сейчас — это парламентско-президентская республика, и, хотя в нынешней ситуации президент и премьер не могут себе позволить ссориться открыто, мы хорошо помним конфликты между президентом Ющенко и премьером Януковичем или премьером Тимошенко. Поэтому хотелось бы, чтобы все спорные моменты между главой государства и главой правительства были чётко оговорены в конституции.


Фото: Украина. Киев. 29 июня. Монумент "Родина-мать", подсвечена национальными цветами, гербом и надписями "Я — патриот" на 20-ти языках ко Дню Конституции Украины в рамках светового шоу, организованного активистами арт-объединения "Художественная платформа".  Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин













  • Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.

  • "Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.

  • Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В СМИ
3 МАРТА 2022
"Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.
В СМИ
1 МАРТА 2022
Главное: На центральной площади Харькова, одной из самых крупных в Европе, прозвучал мощнейший ракетный удар.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2022
Lenta.ru: Президент Зеленский снова призвал Россию к переговорам о прекращении военных действий.
В СМИ
24 ФЕВРАЛЯ 2022
«Коммерсант»: Запад угрожает Москве беспрецедентно жесткими санкциями…
В СМИ
23 ФЕВРАЛЯ 2022
УНИАН: Сейчас у границы Украины и на оккупированных территориях сосредоточено почти 200 тысяч войск РФ. На юг Беларуси и в приграничные с Украиной регионы РФ продолжают прибывать российские войска.
Поменять войну на саммит
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Отдадим должное упертости и, мягко говоря, необидчивости французского президента Эммануэля Макрона. Только что выяснилось, что Владимир Путин его кинул. Обещал в ходе личной встречи вывести войска из Белоруссии после завершения маневров 20 февраля. А позже глава минского военного ведомства сообщил, что совместная проверка войск продолжится (и войска, стало быть, останутся) по причине сложного международного положения. Но хозяин Елисейского дворца не стал в позу обиженного. Утерся и в шестой раз за последние недели позвонил Путину В.В. Результаты оказались просто фантастическими. Война, казавшаяся еще вчера совершенно неизбежной, скорее всего отложена минимум на неделю.
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2022
"Коммерсант": Москва и Киев обвиняют друг друга в эскалации, Париж пытается их мирить, Вашингтон трубит о неминуемой войне
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...
Деэскалация, которой нет
17 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Москва попала в собственную ловушку. В течение месяцев она требовала от Запада выполнения невыполнимых в принципе ультиматумов, угрожая при этом некими «военно-техническими мерами». При этом, по утверждению США и других стран НАТО, происходило наращивание российских войск вокруг Украины. Москва этого не отрицала, никаких внятных разъяснений не давала и заявляла с ухмылкой, что вольна делать на своей территории что угодно и не собирается ни перед кем отчитываться. Столкнувшись с угрозой новой войны на Украине, США и их союзники по НАТО начали поставки переносных противотанковых комплексов и систем ПВО «Стингер».