На родине Ленина в Ульяновске разгорелся, пожалуй, самый крупный в этом году скандал. Несколько священников со своей паствой устроили обструкцию переведенному к ним из Казани митрополиту Анастасию (Меткину). И хотя действия протестующих, на первый взгляд, связаны с борьбой за чистоту веры, они затрагивают не только кадровую политику РПЦ, но и распределение власти внутри церковной ограды.
Имя епископа Анастасия замешано в гей-скандале в стенах Казанской духовной семинарии. Несколько студентов этого учебного заведения в конце 2013 года пожаловались на приставания со стороны проректора по воспитательной работе. В результате проверок прокуратуры и учебного комитета РПЦ проректор вынужден был уйти в другую епархию, а Анастасия Синод снял с должности ректора.
«Голубой» след стал причиной возмущения жителей Ульяновска. Когда новый митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий направился в Спасо-Вознесенский собор, несколько десятков прихожан стали скандировать «анаксиос» (в переводе с греческого «недостоин»). Скандирование продолжалось и в самом храме, и только чудом удалось избежать потасовки.
Скорее всего, организовавшим акцию священникам грозит наказание: лишение настоятельства, отправка за штат. А если они продолжат упорствовать, их ждет судьба бывшего чукотского епископа Диомида и ижевских священников, восставших против правящего архиерея: они ушли в раскол и растворились в малочисленных приходах альтернативного православия.
Ленинское РУВД Ульяновска уже начало проверку по факту «массовых беспорядков» в соборе по заявлению одного прихожанина. Так что известное евангельское высказывание «и к злодеям причтен» вполне может оказаться отнесенным к организаторам симбирского действа.
Конечно, нехорошо, когда государство вмешивается во внутрицерковные дела. Тем более что у протестующих прихожан есть своя правда: не дело присылать архиерея, к тому же с подмоченной репутацией, даже не посоветовавшись с паствой. Но эта практика сложилась не вчера. Епископы тасуют священников как колоду карт, перемещают их, как рабов, с прихода на приход. Их, в свою очередь, перемещают «синодалы», церковные топ-менеджеры. В католической церкви подобные перемещения давно регламентированы. Может быть, симбирская история даст толчок к подобной регламентации и в Русской православной церкви?
В то же время у этого конфликта есть и другая сторона. Симбирское противостояние хорошо подогревалось в центре. Небезызвестный протодиакон Андрей Кураев немало сделал для того, чтобы натравить верующих на архиерея. В последние два года он выступает в качестве разоблачителя «голубого лобби» в епископате. Дело дошло даже до духовного отца нынешнего «митрополитбюро» Никодима (Ротова). По логике Кураева, многие синодалы должны уйти на покой.
Кураев-ревнитель — это, конечно, для церковного уха звучит сильно. Потому что никогда ревнителем он не был. Игроком — да. И играл он за Чистый переулок, за светскую власть, за определенные группы влияния внутри церковной ограды.
Как известно, современный епископат не однороден. Есть в нем неформальные группы, из которых достаточно влиятельной считается «лаврская», или, если угодно, «лубянская», поскольку в нее вхож «духовник Путина» архимандрит Тихон (Шевкунов). Именно она заинтересована в смене никодимовского «митрополитбюро», в контроле над финансовыми и идеологическими ресурсами Церкви. Анастасий — это своеобразный пробный камень. Получится — можно двигаться дальше. В конце концов, патриарха Кирилла не обязательно убирать. Главное, чтобы он выполнял «тишайшие просьбы» товарищей по партии.
Гееборец Кураев воюет не со всеми геями внутри церковной ограды, а только с избранными. Кого-то он в упор не замечает. А скажи, допустим, «митрополит Тверской и Кашинский Виктор» — в стойку станет.
Проблема гомосексуалистов в РПЦ имеет давнюю историю. Достаточно сказать, что первый советский начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Лобачев) был геем. Спецслужбы специально таких, с грешками, и продвигали, чтобы держать их на коротком поводке. Кто-то усиленно стучал, практиковался в доносах, кто-то служил золотому тельцу, а кто-то с молодыми людьми забавлялся. Впрочем, существовали предпосылки для совмещения этих трех занятий.
В конце концов, появление советского голубого следа в Палестине было связано с проблемой управляемости Церковью. Возможно, спецслужбы хотят снова обратиться к советскому опыту, применить его в новых условиях. Благо, «ревнителей», чтобы раздуть скандал в случае надобности, хватает.
Здесь можно поставить вопрос ребром: чем хуже голубой архиерей, чем епископ имя рек, живущий с какой-нибудь Хиросимой, или епископ-стяжатель, строящий особняк за особняком и имеющий не хилый счет в швейцарском банке? Все грешат.
Кажется очевидным, что не нужно лезть в личную жизнь человека. Геи вполне могут грамотно, хорошо руководить вверенной им епархией на благо всему церковному народу. Они могут быть прекрасными менеджерами, как могут быть прекрасными президентами, бизнесменами, литераторами. Если же они нарушают законы и «вовлекают», то это дело государства, и церковным людям не следует вокруг этого устраивать истерику. К сожалению, масла в огонь нередко подливают официальные представители Церкви. Послушать их, так проблему сексуальных меньшинств можно решить сурово насупленными бровями и проповедями о грехе мужеложества. Но ультимативное гееборчество, как мы видим, ударяет по ним самим, и общественность с удовольствием обсасывает подробности церковного скандала.
Однако церковный человек может возразить: а как же каноны, правила? Да, правила существуют. Но они везде нарушаются. И почему, восстанавливая традицию, следует начинать именно с голубых, да к тому же по лекалу спецслужб?
Нет сомнения, что «лаврская» группировка далека от открытого, современного, экуменического православия. Нет сомнения, что Андрей Кураев играет за «лаврскую» партию (достаточно посмотреть его блог, где идет постоянный слив компромата на патриарха Кирилла) и Шевкунов пытается его пристроить в теплые места.
Возникает еще один вопрос: стоит ли либеральной интеллигенции вообще влезать в симбирский конфликт, как сделала это, например, «Газета.ru»? Ведь дело обстоит не так просто, как кажется на первый взгляд. Да, Кураев может сделать немало правильных и полезных с точки зрения общественной пользы жестов, будь то выступление в Новосибирске в защиту постановки «Тангейзера» или слова поддержки девочкам из Pussy Riot. И предстать перед общественностью чистым и пушистым. Но часто его действия сеют зло и ложь. И общество этого не замечает. Или не хочет замечать. В качестве примера можно вспомнить историю в Архангельской епархии, в Заостровье, где архиерей Даниил (Доровских) уничтожил «кочетковский» приход о. Иоанна Привалова. Кураев выступил в качестве информационного киллера. Увы, не он один.
И сегодня в епархии Даниила, в Вельске, травят группу сторонников церковного обновления, о. Андрей Ермилов, вопреки указанию патриарха, не причащает людей. А что ему патриарх, если владыка Даниил из «лаврских» и чихать он хотел на патриарха?
Противостояние в Ульяновске сегодня затронуло сразу несколько тем. Но чем бы оно ни закончилось, можно точно сказать, что проблема гей-сообщества внутри церковной ограды на баррикадах не решается.
Фото: ТАСС/ Артем Коротаев