Выставка «ПРОЦЕСС» – это реконструкция. Художник Александр Котляров и куратор Антон Литвин реконструируют не события второго процесса над Ходорковским и Лебедевым (февраль 2009 – декабрь 2010), сам способ функционирования российского правосудия, атмосферу происходящего. Вязкость, тоскливость и абсурдность судебной процедуры фиксировали литературные гении – Франц Кафка, Лев Толстой, Федор Достоевский. Но из бессмысленных, казалось бы, событий вытекают вполне серьезные последствия. У тех, кто преследует героя Кафки Йозефа К., есть цель. И они ее добиваются. Система живет по законам собственной логики, не всегда понятной человеку со стороны. Об этом писал Михаил Ходорковский в статье «Узаконенное» насилие». Второй процесс Ходорковского-Лебедева стал поворотным пунктом новейшей российской истории. Множество судебных разбирательств, последовавшие за ним в 2011-2015 годах, продемонстрировали глубину системного кризиса, в который вверг российское общество режим Путина. Беззаконные административные расправы и уголовные суды над участниками митингов, пикетов, шествий и событий на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года показали всему миру не только стремительную деградацию института суда в России, но и связанный с ней упадок общественной морали. Документальной основой для выставки стала хроника процесса Ходорковского-Лебедева, отраженная в комиксах Александра Котлярова, которые еженедельно публиковались на сайте
«Ежедневного журнала» (www.ej.ru) в течение полутора лет. Куратор выставки Антон Литвин создал инсталляцию, героями которой стали не конкретные действующие лица, а образы участников процесса – Судья, Прокуроры, Адвокаты, Свидетели, Подсудимые.
Зритель попадает в пространство странного и мощного ритуала, который менее всего напоминает судопроизводство.