Темный двойник православия
Поведение «энтеообразных» превращает Русскую православную церковь в цирк с садистскими номерами. Вчера они подкидывали свиную голову к Художественному театру, сегодня буянят в Манеже, а завтра, чего доброго, придут «закрывать» Третьяковку. Перов, Крамской, Репин, Ге, разумеется, оскорбляют религиозные чувства ревнителей. Между тем, чтобы прекратить эксцентричные выходки Дмитрия Цорионова и иже с ним достаточно полпинка правоохранительных органов. Почему же те не выполняют свою работу?
Видимо, потому, что РПЦ МП оказалась в крепкой спайке с государством. И сигналы, посылаемые церковными топ-менеджерами, воспринимаются в силовых структурах наравне с «тишайшими просьбами» светских лидеров. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата (ОВЦО МП) протоиерей Всеволод Чаплин не стал спешить отмежевываться от активистов. Наоборот, прикрыл их. Заявил, что во всем должна соблюдаться законность: «Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки».
Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии о. Александр Пелин пошел еще дальше, написав: «Если бы устроители позволили себе нечто подобное по отношению к другим традиционным религиям, было бы гораздо хуже. А на христианство, как на самую терпимую религию, можно, по мысли организаторов, всегда плюнуть. И здесь Дмитрий, конечно же, прав».
Хитрый лис архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный в патриархии за культуру, отмалчивается. Набирает очки.
Некрасивая история, чего говорить. Но собирать подписи к священноначалию с просьбой дистанцироваться от фанатиков желания нет. Чихать они хотели на эти просьбы. Нужны эти товарищи церковным бюрократам, чтобы будировать, пугать, создавать отвлекающую информационную волну, пряча глубоко внутрь реальные проблемы.
А на упреки в потакании фундаменталистам топ-менеджеры резонно скажут, что товарищ Ц. закончил вполне себе либеральный по церковным меркам Свято-Тихоновский институт, человек занимается миссионерством. Ну а если что не так, см. выше слова о. Всеволода Чаплина.
Да, «либеральные» духовные заведения у нас интересные. Тот же о. Дмитрий Смирнов, неравнодушный слушатель радиостанции «Серебряный дождь», долгое время преподавал в Свято-Тихоновском. Не по его ли сценарию Ц. совершает свои фокусы?
Здесь можно долго разводить руками, говорить, что подобные акции убивают саму идею творчества на библейские темы. Все это мертвому припарки.
Можно сравнить зло, совершенное товарищем Ц. со злом, которое совершил профессор Свято-Тихоновского института товарищ Александр Дворкин. Второе все-таки гораздо больше. Энтеообразных легко остановить, и весь сыр-бор закончится. Дворкин же внес дух нетерпимости внутрь церковной ограды, его антисектантская деятельность способствовала значительному сокращению религиозных свобод, и одними превентивными мерами это зло не остановить.
Однако никто из публицистов демократического лагеря не ставил в укор православным либералам моральную ответственность за последствия дворкинской деятельности (хотя, будем справедливы, она не так заметна в общественном пространстве). Все понимали, что в Церкви много чего есть, она в каком-то смысле — срез всего общества.
Сейчас зазвучали голоса, что вменяемые православные должны как-то определяться с линией поведения своих церковных начальников: либо менять ее своими силами, либо самим менять конфессиональную принадлежность. К слову, в свое время так поступил лектор и публицист Михаил Дзюбенко, перешедший в старообрядчество. Интересно, что он оказался в Манеже, когда Ц. со товарищи требовали закрыть выставку на том основании, что экспозиция «оскорбляет чувства верующих» и «там хулится наш Бог». Дзюбенко заявил появившейся полиции, что его религиозные чувства оскорбляют не экспонаты, а безобразное поведение Энтео и его команды.
Вернемся, однако, к моральной ответственности. Не думаю, что само требование возникло из каких-то новых церковных супергрехов. Просто клерикалы всех достали. И вместо того чтобы взять паузу, дать обществу хотя бы немного отдышаться, они все лезут и лезут. То «Тангейзер», то Исаакиевский собор, то застройка парков…
Но если переводить ситуацию с нравственным выбором на светские рельсы, то картина достаточно простая. Мы все ответственны за происходящее в стране. Уехать из нее, так сказать, сменить конфессию, могут далеко не все. Да и неправильно это по существу — менять конфессию из политических разногласий, оставлять Церковь в руках фундаменталистов. Остается — просто жить и делать, что ты можешь делать: помощь на вытянутую руку. Ситуация немножко похожа на советскую. Помните, у поэта Ивана Ахметьева: «Не наше дело разрушать бетонные стены, наше дело расти».
Вот вскоре Преображенское содружество малых братств, окормляемое о. Георгием Кочетковым, будет отмечать свое 25-летие. Соберутся тысячи людей из разных мест, запланированы круглые столы с участием знаковых лиц, интересные дискуссии, детский праздник.
Не стоит думать, что церковные руководители как-то поддерживают мирянское движение. Не мешают — уже хорошо. А недоброжелатели кричат на каждом углу, вот, еретики разгулялись, продолжают свою бесконтрольную деятельность.
«Грех в Церкви не есть грех Церкви, а есть грех против Церкви», — заметил Сергей Фудель, размышляя о темном двойнике православия.
А маятник, конечно, вылетел за края. Шарахнет. Не сомневаюсь.
Фото ТАСС/ Антон Новодережкин