Главы внешнеполитических ведомств «нормандской четверки» (Россия, Германия, Франция, Украина) обсудили вопрос урегулирования конфликта на востоке Украины и в целом позитивно оценили ход переговоров. Впрочем, никакого видимого прогресса не произошло. Так, глава МИД России Сергей Лавров сообщил, что у него сложилось положительное впечатление от переговоров. «Были кое-какие споры по поводу последовательности шагов в отношении конституционной реформы, в отношении необходимых действий киевской власти по обеспечению постоянного специального статуса Донбасса, но аргументы, которые мы привели, по-моему, были услышаны», — добавил он. Его немецкий коллега Франк-Вальтер Штайнмайер в ответ заметил, что «как и прежде, было непросто». «Однако я могу с облегчением сказать, что сегодня было меньше конфронтации, чем раньше. По некоторым вопросам мы смогли продвинуться вперед», — уточнил он.
Судя по всему, главное, что вызывает удовлетворение министров, — это сохранение режима прекращения огня. Глава МИД ФРГ подчеркнул, что «теперь существенная роль за отводом вооружений» калибром до 100 мм от линии соприкосновения в Донбассе. На что Лавров рассказал, что проект такого соглашения на 90 процентов готов. «Остается досогласовать некоторые детали», — сказал он, заметив, что «как всегда, в этих деталях дьявол».
По мнению Штайнмайера, был достигнут «ощутимый прогресс» при обсуждении политического процесса на Донбассе. Речь идет о выборах в самопровозглашенных ДНР и ЛНР. По словам Лаврова, координатор рабочей подгруппы Контактной группы по политическим вопросам Пьер Морель «предложил развязки» этих проблем. «Они не во всем устраивают и украинскую сторону, сторону украинского правительства, и представителей провозглашенных ДНР и ЛНР. Но, по нашему общему впечатлению — это общее впечатление России, Франции и Германии, — эти разночтения преодолимы», — подчеркнул он. Лавров настаивает на том, что не позже 2 октября, когда в Париже запланирован саммит «нормандской четверки», этот вопрос тоже мог бы быть решен.
Между тем глава МИД Украины Павел Климкин считает, что вопрос о проведении выборов в Донбассе должно оценить мировое сообщество. Он подчеркнул, что «местные выборы по всей Украине состоятся 25 октября». Отвечая на вопрос о Донбассе, он сказал, что «это вопрос понимания, каким образом мы можем обеспечить, что эти выборы будут честными и свободными». Климкин сказал, что для Украины есть ряд объективных критериев. «Это БДИПЧ ОБСЕ, это международное сообщество, именно оно должно сказать, соответствуют ли основным критериям ОБСЕ те выборы, которые будут подготовлены», — уверен министр.
Результаты переговоров, а также сложившуюся на данный момент в Украине ситуацию для «Ежедневного журнала» анализирует политолог Георгий ЧИЖОВ:
В краткосрочной перспективе риск возобновления активных боевых действий сейчас самый низкий с начала зимы, или даже с конца осени прошлого года. Но в среднесрочной перспективе ничего не гарантировано, потому что стороны договариваются по каким-то второстепенным вопросам, а важные нерешаемые проблемы остаются, они заложены в самих Минских соглашениях. Это, во-первых, восстановление контроля над границей, по поводу чего российская сторона и представители сепаратистов отказались даже создавать рабочую группу на встрече «четвёрки». Вторая проблема — выборы на территории ДНР и ЛНР по украинским законам. На словах сепаратисты готовы провести их соответствующим образом, Россия занимает такую же позицию, и какие-то рабочие группы создаются, но трудно представить себе подобные выборы. На данный момент их можно либо провести «как придётся», после чего стороны согласятся, что всё было сделано согласно украинским законам, либо не проводить вообще в предполагаемом формате. Тем более что, когда речь зайдёт о практической стороне вопроса, Киеву было бы логично снова напомнить о необходимости для начала восстановить контроль над границей.
В чём именно состоят предложения Пьера Мореля, на самом деле неизвестно, он предлагает обсуждать скорее практические детали: каким образом это будет происходить, какие партии будут участвовать и тому подобное. Такие переговоры вряд ли приведут к практическому решению. Возможно, его работа не бессмысленна и после принципиального изменения позиций сторон эти наработки и пригодятся, но сейчас это трудно себе представить. Самое главное, что рядовые украинцы совершенно не понимают, как это возможно, чтобы, если ДНР и ЛНР будут приняты в состав страны, те, кого они считают своими врагами и террористами, спокойно передвигались по территории Украины, не исключено, что с оружием, если они получат статус «народной милиции». И киевское руководство всё-таки вынуждено общественное мнение учитывать.
Если процесс пойдёт в сторону сближения позиций сторон, то Украина согласится на выезд в Россию наиболее известных лидеров ДНР и ЛНР. Это стало бы значимым шагом, который склонил бы и украинское общество к заключению каких-то договорённостей, к жизни в одном государстве с теми, с кем они воевали. Вряд ли кто-то из руководителей непризнанных республик сможет остаться в стране. Сценарий, при котором они займут какие-то должности в составе украинской власти в регионе, пока не рассматривается, хотя подвижек в этом направлении нельзя исключать.
Из чисто практических последствий сегодняшней встречи стоит назвать подготовку соглашений об отводе орудий калибра меньше 100 мм и танков. Если удастся здесь что-то сделать, то число жертв серьёзно сократится, потому что, несмотря на три недели почти настоящего перемирия, обстрелы продолжаются. Они происходят не каждый день и не по многу раз в день, но новые жертвы появляются, и это сейчас главная проблема.
Нынешнее затишье может быть связано, в том числе, с предстоящей поездкой Владимира Путина на Генассамблею ООН, однако в целом причины сложнее. В зависимости от того, как российского президента примут на Генеральной ассамблее, в российской повестке могут произойти какие-то подвижки, хотя теоретически, ещё начиная со второго Минска, стороны говорят одно и то же. Сейчас, впрочем, есть ощущение, что Россия пытается как-то скорректировать свою позицию. Это может быть связано с разными процессами, начиная от Сирии и заканчивая положением российской экономики, хотя по-настоящему мотивов кремлёвского руководства никто не понимает, как и глубину уступок, на которые оно готово пойти.
Первое требование западных стран к Киеву сейчас — поддерживать диалог, и Украина его поддерживает, несмотря на то, что он идёт в тупиковом направлении. Второе — проявлять активность в процессе отвода вооружений, в чём Украина тоже заинтересована. И третье — создавать базу для проведения выборов по украинским законам. К этому Киев также демонстрирует готовность, хотя что за ней стоит — реальное понимание того, как выборы будут проходить, или просто нежелание расстраивать партнёров по переговорам, — остаётся серьёзным вопросом.
Упоминание в переходных положениях Конституции «особого статуса отдельных районов», вокруг которого сейчас «ломают копья» в Киеве, пока удовлетворяет Запад как свидетельство уважения требований ДНР и ЛНР, но нужно понимать, что наполнение этой строчки может быть очень разным. Тут открыт самый широкий диапазон возможностей. Однако давления в этом плане Украина пока не испытывает.
Фоно: На позициях ДНР. Geovien So/BarcroftMedia/TASS