Церковь и государство
21 ноября 2024 г.
Растерянность как опора для чувства реальности
25 СЕНТЯБРЯ 2015, БОРИС КОЛЫМАГИН



Вслед за юбилеем Преображенского братства свое 25-летие отметил Библейско-Богословский институт (ББИ) — уникальное заведение, известное своими межконфессиональными проектами и многообразной издательской деятельностью. Конференция «Богословие растерянности. Пути академического богословия на постсоветском пространстве», прошедшая 23 сентября в московском культурном центре «Покровские ворота», стала своеобразной кульминацией празднества.

Но не завершением: в конце недели состоялась еще одна конференция, приуроченная к 25-летию института — «Библеистика и перевод Библии на постсоветском пространстве», которая в известной степени подвела итоги четвертьвековым трудам по переводу библейских текстов на современный русский язык. В частности, адвентистский Институт перевода Библии в Заокском (ИПБ), один из организаторов встречи, отдал этому делу 22 года. ИПБ изначально рассматривал свое начинание как коммуникационный проект — в переводе участвовали специалисты разных исповеданий (в основном протестанты и православные), которые ставили перед собой задачу создать текст Священного писания, свободный он конфессиональных пристрастий.

Открывая встречу на Покровке, ректор ББИ Алексей Бодров также обратил внимание на значение межрелигиозного и междисциплинарного диалога в деятельности института. Такой диалог, по его словам, важен для создания богословской академической среды. Бодров вспомнил начало 1990-х, когда не было ни учебников, ни живого общения между учеными Востока и Запада. Именно тогда и возник институт, давший возможность всем желающим получить качественное духовное образование.

Сейчас, продолжил докладчик, ББИ сосредоточился на проведении Летних богословских курсов, международных конференций и на издании книг западных богословов, библеистов и ученых других специальностей.

Историк и религиовед Андрей Зубов, приветствуя высокое собрание, признался, что не принимает слова «растерянность». Потому что Бог действует в нашей жизни и мы можем отстаивать правду и свободу несмотря ни на что. Растерянность, по Зубову, только момент, после которого следует движение вперед и вверх, ответственный поступок.

Сотрудница института, искусствовед Ирина Языкова свое выступление посвятила о. Александру Меню. Она вспомнила о публичной лекции священника 8 сентября 1990 года за день до трагической смерти, о его словах, произнесенных в тот вечер: «Христианство только начинается». По мнению докладчика, ББИ появился как продолжение просветительской деятельности о. Александра, который сам не успел многое из того, что задумал.

На вопрос автора заметки об общем количестве выпускников ББИ Языкова назвала цифру 50. Конечно, немного. Но, несмотря на шипение фундаменталистов, обвиняющих институт в грантоедстве, значение ББИ для создания живой богословской атмосферы очевидно. Здесь достаточно назвать имя самого успешного питомца Глеба Ястребова

Чувство свободы и открытости демонстрировали многие участники конференции. В частности, игумен Иннокентий (Павлов), размышляя о проблемах изучения Нового Завета, сделал неожиданное заявление о том, что о. Александр Мень занималсяпросвещенным охранительством. Ученый пояснил, что это определение означает отличную от фундаменталистского обскурантизма открытость к научным поискам, однако при эклектичном подходе к их выводам. О. Иннокентий признался, что, фигурально выражаясь, вышел из рясы о. Александра и сам долгое время придерживался «благочестивых схем». Однако систематическое изучение памятников раннехристианской литературы заставило его по-другому взглянуть на историю. Если уж говорить о «соблазне для верующих», то он видится о. Иннокентию не в торпедировании известных схем, а в попытках загнать цивилизованный мир в средневековую субкультуру исторической церковности со всеми ее суевериями.

Мы не будем углубляться в богословские тонкости доклада. Но уже по приведенным отрывкам ясно, что «богословие растерянности» может быть достаточно актуальным. Завершая свое выступление, игумен Иннокентий сказал: «Прежняя растерянность, вызванная несоответствием того богословия, коему я был обучен, объективным данным настоящей науки, у меня прошла. Уверен, что в текущем столетии ее преодолеет и христианская теология, выйдя наконец на достойный академический уровень».

Совсем иначе осмыслил тему «богословия растерянности» библеист Андрей Десницкий. Большую часть выступления он посвятил тому, что библеистика в России никому не нужна, тогда как публицистика, наоборот, востребована. Поэтому теперь он, ученый Андрей Десницкий, гораздо больше времени отдает статьям в бумажных и электронных СМИ.

Что ж, в этом выступлении тоже есть частица правды. Но все-таки «растерянность» — это не отступление. Об этом напомнил Алексей Бодров, сказавший в ходе дискуссии о теологическом образовании в России, что, конечно, растерянность рождает уязвимость. Но она помогает не утратить чувство реальности.

В современной России многие наши соотечественники утратили это чувство. Они живут рефлексами и даже не помнят, что было вчера, в какой реальности они жили. В церковном сообществе эта тенденция тоже ощущается.

Два примера. На недавно прошедшей в первопрестольной конференции, посвященной митрополиту Антонию Сурожскому, было зачитано послание главы ОВЦС Илариона (Алфеева). И никто даже не встал, не вспомнил, что именно владыка Иларион разрушил Сурожскую епархию в Великобритании. Ту епархию, которую фактически с нуля создал митрополит Антоний.

Другой пример — акция Энтео. Очень хорошо, что суд все-таки признал его виновным. Я не кровожадный и не хочу, чтобы его засадили за решетку, но 10 суток и серьезный штраф — это то, что надо. Однако мне все-таки непонятно, почему этот сравнительно молодой человек не хочет взглянуть в прошлое. Увидеть, что того же Сидура, с произведениями которого он сражается, советская власть осуждала за обращение к религиозной теме. Что многим представителям интеллигенции Сидур открывал глаза на духовную вертикаль. Ну, поговорил бы человек с теми, кто жил в хрущевские годы. Может, увидел бы и «кощунство» в другом свете.

Память действительно вещь важная. И хорошо, что мы вспоминаем о важных вехах религиозной жизни. 25-летие Библейско-богословского института — одна из таких значимых вех.












  • Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...

  • РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.

  • Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Отставка без благодарности
8 ИЮНЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Отставка митрополита Илариона без вынесения ему принятой по правилам церковного этикета благодарности за понесенные труды является очевидной опалой. Тем более что он перестал быть не только министром иностранных дел церкви и, соответственно, постоянным членом Синода, но и главой фактически организованной им Общецерковной аспирантуры, готовящей интеллектуальную элиту РПЦ. Маленькая епархия в центре Европы не является достаточной компенсацией даже в условиях, когда венгерский премьер Виктор Орбан — чуть ли не единственный лидер Евросоюза, благожелательно относящийся к московскому патриарху: он только что заблокировал введение санкций против Кирилла.
Ценности нашего общества
1 ИЮНЯ 2022 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 мая, когда министр обороны Сергей Шойгу докладывал президенту Путину о полном взятии под контроль Мариуполя, а в Госдуму внесли законопроект об отмене возрастного предела для контрактников, церковный министр иностранных дел и ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион читал в Российской академии народного хозяйства и государственной службы доклад на тему: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Подробно рассказав, как эпизод воскресения Христа изложен во всех четырех Евангелиях, сколько раз Иисус являлся ученикам и каким именно...
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2022
Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...
Пасха и молчание
24 АПРЕЛЯ 2022 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Необычна Пасха в этом году — трудная. И знакомый возглас — Христос воскрес! — застывает в воздухе, если он обращен к другу, допустим, в Киеве. Пилат слабо противился казни невинного человека. Никодим и Иосиф Аримафейский — влиятельные люди и друзья Иисуса — не пошли в синедрион, чтобы его спасти. Женщины стояли поодаль и активно не протестовали. В истории множество примеров невинных жертв, и мы ничего не можем с этим поделать. Только молиться. Только стараться услышать, что говорит нам Бог. И здесь мы входим в пространство, где раздаются вопросы о коллективной вине, коллективной ответственности и народном покаянии...
Информационно-аналитический центр «СОВА» представил свой ежегодный доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2021 году»
1 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вчера в Славянском правовом центре состоялась презентация результатов исследования. Как всегда, доклад Информационно-аналитического центра "СОВА"* основан на данных мониторинга, который центр ведет постоянно вот уже много лет. Выводы его неутешительны. Поскольку один из разделов обновленной версии Стратегии национальной безопасности, принятой в июле, посвящен защите духовно-нравственных ценностей, властный курс на дискриминацию религиозных меньшинств, который наблюдается в течение нескольких последних лет, сохраняется.
Власти наступают, православная общественность теряет запал
2 АПРЕЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В конце марта в Славянском правовом центре состоялась презентация доклада Информационно-аналитического центра "СОВА" «Проблемы реализации свободы совести в России в 2020 году». В докладе затронута тема репрессий в отношении религиозных меньшинств, проанализированы новые законодательные инициативы, направленные на ограничение религиозной свободы; а также особенности религиозной жизни в условиях борьбы с пандемией COVID-19. В презентации принимали участие автор доклада эксперт Центра "СОВА" Ольга Сибирева, директор Центра Александр Верховский, религиовед, доцент кафедры истории религий РГГУ Борис Фаликов и другие.
Конкурс мракобесия
11 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) издал богословское заключение № 5/19 в соответствии с которым «межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая». Богословское заключение № 5/19 – это четкая инструкция. Пошаговая. «Люди Писания» – это христиане и иудеи. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. 
Прямая речь
11 НОЯБРЯ 2020
Александр Верховский: Смысл запрета ясен: побудить мужчин-мусульман, женящихся на немусульманках, обращать своих жён в ислам. Главное – чтобы дети воспитывались в исламе...
В СМИ
11 НОЯБРЯ 2020
РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.
В блогах
11 НОЯБРЯ 2020
Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...