Торговая блокада Крыма со стороны материковой Украины началась в 20-х числах сентября по инициативе крымскотатарских активистов. Накануне депутат Верховной рады Мустафа Джемилев, глава крымскотатарского меджлиса Рефат Чубаров и бывший вице-премьер Крыма, владелец переехавшего в Киев телеканала ATR Ленур Ислямов провели совместную пресс-конференцию. Общий смысл того, что говорили на этой пресс-конференции Джемилев и Чубаров, сводится к некой юридической и, как следствие, экономической непоследовательности украинских властей.
В 2014 году, после аннексии Крыма, Украина приняла несколько законодательных актов. Первый из них, «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины», определял обязанности Украины по защите своих граждан в Крыму. Второй закон был принят через несколько месяцев и, как можно понять из названия — «О свободной экономической зоне “Крым” и ведении хозяйственной деятельности на временно оккупированных территориях», — превращал полуостров фактически в офшор.
По сути, Киев, с одной стороны, не может влиять и не влияет на правовой режим оккупированных территорий, тем самым не исполняя своих обязанностей, согласно первому закону. С другой — «примерно 80% продуктов питания на Крымский полуостров поставляется с материковой части Украины, 85% электроэнергии — тоже, около 80% воды, особенно поливной, тоже с материковой части Украины».Приведя эти цифры, Мустафа Джемилев добавил, что если раньше для Украины это имело смысл, окупалось развитием туризма, деловой активностью и т.д., то «сейчас ни того, ни другого нет».
Впрочем, здесь Джемилев несколько лукавил: закон об офшоре принимался не без лоббистских усилий и очевидно был в интересах крупного украинского ритейла, освобождавшегося таким образом от налогов. Крымскотатарские лидеры — инициаторы блокады говорили главным образом о рычагах давления на Россию («в результате блокады поставка продуктов и электроэнергии обойдется РФ в разы дороже»), но не в последнюю очередь — и о коррупционной составляющей нынешней «крымской экономики». «Мы считаем, что этот закон (о СЭЗ Крым) должен быть отменен. Мы грузим товар, поставляем электричество, есть автобусы, которые даже не досматриваются. Есть люди, которые работают и там, и здесь олигархами. Мы встряхнем эту ситуацию и посмотрим, как они будут выкручиваться».
Иными словами, блокада Крыма кроме внешнеполитического (давление на Россию) имеет и внутриполитический акцент — именно в этом свете нужно понимать недавнее назначение Джемилева главой Антикоррупционного совета при президенте Украины. Собственно, в этом же контексте следует прочитывать недавние действия украинских властей, запретивших полеты российских авиакомпаний. По логике вещей, Украина — наконец — включается в общую санкционную войну. В этом смысле действительно до сих пор сохранялся некий парадокс: самая заинтересованная сторона никоим образом в санкционной войне не участвовала. Украинская и российская экономики слишком связаны между собой, и рвать связи в этой ситуации было нецелесообразно, да и невозможно. Теперь, когда попытки перестроить собственную экономику, похоже, начали приносить какие-то результаты, Украина начинает постепенно «уходить в отрыв». Тем более что «воздушная блокада», как и блокада крымская, имеет свою внутреннюю составляющую: ни для кого не секрет, что более всего от «зеркальных мер» российской стороны пострадает МАУ — компания Игоря Коломойского, монопольная «хозяйка» украинского неба. По сути, перед нами второе действие марлезонского балета «Порошенко против Коломойского». Первое, как мы помним, было связано с «Укрнафтой».
Характерно, что Украина включилась в «санкционную войну» именно в тот момент, когда в Донбассе начались реальные отводы вооружений и у России появились другие внешнеполитические «приоритеты». Украина, похоже, получила передышку и пытается ею воспользоваться. Проблема лишь в том, что, «наказывая» Россию и собственный крупный коррупционный бизнес, украинские власти в то же самое время «бьют по своим» — по так называемым пассажирам эконом-класса, которым, возможно, не по карману комбинированные полеты какого-нибудь «Белавиа», да и по тем же крымчанам, «права и свободы» которых обязуются охранять.
Причем и здесь Украина, как водится, проигрывает информационную войну: как это часто бывает, когда затрагиваются интересы крупных игроков, никто не дает себе труда объясниться с «населением».
Фото: 20.09.2015. Активисты "Правого сектора" заблокировали трассу, соединяющую Украину и Крым. Sergii Kharchenko/Zuma/TASS