Начиная с 25 октября, прямое воздушное сообщение между Россией и Украиной полностью прекращается. Это решение было принято накануне властями Украины после отказа российской стороны объяснить причины запрета полетов в Россию для украинских авиакомпаний. Российский же запрет был введен после того, как 25 российских авиакомпаний попали под санкции Украины против РФ еще 16 сентября. В соответствующем указе президента Украины Петра Порошенко говорилось об «ограничении, частичном или полном прекращении транзита ресурсов, полетов и перевозок». "Войну санкций" между Россией и Украиной "Ежедневному журналу" комментирует политолог, Георгий Чижов:
Это мера была принята спустя так много времени с начала конфликта по очень простой причине – Киев пытался понять, какие именно он может принять антироссийские санкции. Конечно, этот пакет должен был появиться ещё в прошлом году, но украинская сторона работает очень медленно, это касается и подачи исков в международные суды, и введения подобных мер.
Но общество ожидало, что такой пакет санкций появится, говорить, что он возник ни с того, ни с сего, нельзя. Многие украинцы стали называть эти решения правительства глупыми, но уже после того, как стало понятно, что возникают серьёзные проблемы с авиасообщением. А изначально появление санкций было встречено с пониманием, складывалось ощущение, что это справедливо.
Конкретно в случае с авиасообщением всё пошло по формальному принципу. Поскольку с точки зрения Украины российские самолёты незаконно используют украинское воздушное пространство, совершая полёты в Крым, то компаниям, которые это делали, были начислены большие штрафы, а после того, как те отказались платить, ввели запреты. Вполне предсказуемо, что Россия приняла ответные меры. И после обмена такими ударами, когда в небе остался один «Ютэйр», возник вопрос, за что, собственно, боролись? За то, чтобы все полёты между Россией и Украиной оказались монополизированы одной российской компанией или надо продолжать санкционную гонку и дальше?
Сейчас логика такая: Россия считает запреты на полёты для украинских компаний ответными мерами. А Украина считает, что они ответными не являются, потому что «Аэрофлот» и другие компании попали под запреты за нарушение украинского воздушного пространства, а украинские компании никаких российских законов не нарушали, но, тем не менее, права совершать полёты лишились. И в ответ на это Украина окончательно довела ситуацию до «нулевой точки».
Сложившаяся теперь ситуация не безнадёжна, на рынок могут прийти, в первую очередь, компании других стран, например, Белоруссии. Рейс «Киев-Минск-Москва» вполне может появиться, это касается и других соседних государств. Но нужна политическая воля обеих сторон, необходимо понять, хотят ли они действительно максимально ограничить авиасообщение или просто «сохранить лицо».
Причём в случае полётов речь не идёт о том, чтобы обязательно передать Крым обратно в состав Украины. Если бы российские авиаперевозчики были более дальновидны, то они могли бы насоздавать каких-то дочерних компаний и сделать так, чтобы они летали в Крым, а «основные» компании – в Киев и Одессу. Постфактум это сделать несколько сложнее, но такой путь не закрыт полностью при наличии доброй воли с обеих сторон. Ещё в прошлом году могла быть реализована простая схема: самолётам, которые летают в Крым, начисляются штрафы, но так как они не летают на территорию, контролируемую Украиной, то эти штрафы платить и не приходится.
То, что сейчас ограничения были приняты одновременно с самой сильной деэскалацией конфликта на Донбассе с весны прошлого года – просто совпадение. Никакой прямой связи тут нет, и это все понимают: конфликт на Востоке идёт своим путём, и такие точечные санкции, которые вряд ли окажутся для России очень болезненными, на него не повлияют. Другое дело, что в ситуации на Востоке вообще никакой ясности нет, она может развиваться очень по-разному, в том, что эта деэскалация всерьёз и надолго, нельзя быть уверенным.
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС