Монтаж путинского секуляризма идет ударными темпами. Государство вторгается во все новые и новые области, переформатирует духовную жизнь под свои задачи. Трудно управляемые с помощью «тихих просьб» религиозные объединения, к которым можно отнести общины пятидесятников, свидетелей Иеговы, кришнаитов, альтернативного православия, подвергаются высокому прессингу. Внутри господствующей конфессии идут серьезные сдвиги в сторону превращения РПЦ МП в удобный с точки зрения манипулирования идеологический придаток государства.
Обмирщение Церкви происходит на фоне прихода в церковный топ-менежмент «лубянского епископата». Управленцев, ориентированных на идеологию «духовника Путина» Тихона (Шевкунова), ставшего в конце 2015 года епископом.
Патриарх Кирилл сдает одну позицию за другой и становится заложником ситуации. Можно сказать, что святейший превращается в симулякр, расправляется внутри себя с тем человеком, каким был еще недавно.
Патриарх стал сдавать своих людей. О чем свидетельствует, прежде всего, снятие с должности руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. Либеральная общественность восприняла это кадровое решение на «ура». Действительно, степень скандальности и провокационности высказываний честного отца удивляла всех. Но в то же время все понимали, что это игра, пустая болтовня. В реальности же о. Всеволод поддерживал живые силы внутри церковной ограды. За одно это ему спасибо.
А вот «либерал» Андрей Кураев их мочил на заказ. Сегодня Кураев продолжает мочить патриарха, делает все возможное для скорейшего прихода лубянских товарищей к власти. В то время как опальный Чаплин совершает спецоперацию «прикрытие» — отмазывает, как может, первоиерарха, пытается продлить срок его патриаршества.
На смену бывшему хиппи Чаплину пришел гламурный Легойда, типичный номенклатурный работник, очень, кстати, похожий на деятелей ЦК ВЛКСМ. Эпатажа теперь не будет, это точно. Гайки станут закручивать под правильные словеса о нравственности и духовности.
Нельзя пройти мимо и другой «сдачи» патриарха Кирилла – отставки ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина после его откровенного доклада в центре Карнеги. В своем выступлении Чапнин говорил, в частности, о формировании новой гибридной религиозности. О создании гражданской религии, инкорпорировавшую и православные традиции, и ностальгию по советскому прошлому, и мечту о сильной империи. Журналист критиковал православных членов Изборского клуба за их молчание после провокационных заявлений Александра Проханова.
Проханов, как известно, выступает с апологией Сталину. Он заказал большую «икону», на которой генералиссимус в белом кителе помещен в самый центр. Белгородская и Саратовская митрополии выступили с жесткими заявлениями по поводу совершения молебнов перед такой «иконой». А вот православные товарищи Проханова по Изборскому клубу епископ Тихон (Шевкунов) и Наталья Нарочницкая набрали в рот воды.
В 2015 году изменился цвет времени. Многоголосица 1990-х ушла в невозвратное «вчера». Сегодня в церкви говорит только официоз, остальным приказано молчать. Их мнение не учитываются в споре церкви и гражданского общества. И чем клерикалы действуют жестче и нахрапистей, тем большую весомость обретают голоса тех, кто продвигает в общественное сознание атеизм нового образца. Наглый и бесцеремонный, если посмотреть на лицо лидера этого атеизма Александра Невзорова.
В 2015 году продолжились разборки между РПЦ МП и культурой. Особенно острая полемика развернулась вокруг возможной передачи Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге. Большой общественный резонанс вызвали запрет оперы «Тангейзер» в Новосибирске и хулиганская выходка Энтео в Манеже. Православные активисты показали не только свое непонимание художественного процесса, но и свою фактическую невоцерковленность. Вероятно, миссию, о которой не устает говорить патриарх Кирилл, следует начинать с внутренней миссии. С того, чтобы называющие себя православными люди учились соотносить свои действия с духом Евангелия.
Неожиданно сильное политическое звучание приобрели в 2015 году разборки вокруг храмостроя в зеленых зонах. В Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах жители протестовали против возведения культовых объектов в парках. С помощью системной и несистемной оппозиции им удалось остановить возведение церкви в столичном парке «Торфянка», в других местах бои шли с переменным успехом.
Подводя итоги ушедшего года, невозможно также пройти мимо круглых дат. Среди них — 25-летие Преображенского братства, крупнейшего неформального братства в современной церковной истории. Свой юбилей отметил Библейско-Богословский институт (ББИ) — уникальное заведение, известное своими межконфессиональными проектами и многообразной издательской деятельностью. В 2015 году исполнилось 25 лет со дня гибели и 80 лет со дня рождения о. Александра Меня. В церковных и культурных кругах по случаю этих двух дат прошло немало памятных мероприятий. Все это вехи церковной истории. И лишнее напоминание о том, что вертикальные интуиции человека никуда не делись.
Да, сегодня церковь вошла в зону молчания. Говорят в ней не те. Да и не о том. Но в этой зоне молчания могут произойти важные сдвиги. Идеи неполитизированной свободы живы. Но удастся ли их реализовать в ситуации, когда гибридная религиозность претендует на место религии?
Вопрос пока остается без ответа.
Фото: Россия. Москва. 27 декабря 2015. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) совершает божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Артем Коротаев/ТАСС