Всеправославный собор, завершившийся в прошедшее воскресенье на Крите, чем-то напомнил заседание политбюро ЦК КПСС во времена застоя. Вроде обсудили важные вопросы, приняли директивные документы, получили всеобщее «одобрямс». А на практике-то пшик — и обсуждения толком не было, и документы не самые актуальные, и «одобрямс» под вопросом.
Конечно, немного жаль, что Русская православная церковь вместе с Грузинской, Болгарской и Антиохийской проигнорировала представительное собрание. Как-никак, а 10 их 14 церквей приехали, Чистый же переулок встал в позу, решил подыгрывать отечественным фундаменталистам, уже окрестившим собор «волчьим». Можно было и мудрее себя повести, продемонстрировав заодно другим конфессиям свое единство. Православные фундаменталисты все равно надолго не успокоятся, лобзания патриарха Кирилла с папой Франциском они не забыли.
Но, с другой стороны, ничего страшного не произошло. Не поехали — и не поехали. Пути церковной демократии после собора не стали прямее. Есть православная вертикаль с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Есть и еще одна — с Константинопольским патриархом Варфоломеем. Им, первоиерархам, все вертикали строить. Любят они это дело.
Константиновская эпоха, с которой началось самое тесное «симфоническое» сотрудничество Церкви и государства, закончилась. Но находящиеся у руля мирового православия греки, наследники Византии, думают иначе и хотят рулить в православном мире дальше. Отсюда многие интриги недавней встречи на Крите.
Бьются потомки великой Византии со славянами за влияние внутри церковной ограды. И не понимают того, что православный глобализм, завернутый в упаковку универсальной экклезиологии, себя изжил. Соборность сегодня по-настоящему может быть реализована на уровне общины, прихода, локальной религиозной единицы. А в глобальных структурах, где командует церковная бюрократия, соборность под большим вопросом. Поскольку без полноценного участия мирян масштабные православные тусовки превращаются в пшик, в политическую игру. А реальные вопросы церковной жизни отходят на второй план, улетучиваются.
Вот и к критской встрече церковная бюрократия готовилась без малого пятьдесят лет. И показала свое бессилие, выведя за скобки обсуждения такие важные для всех верующих темы, как календарный вопрос, унификация канонического права, проблема границ Церкви (которая напрямую связана с экуменизмом).
Конечно, на Крите обсуждали интересные проблемы (о миссии, о браке, о посте, о православной диаспоре и церковной автономии). Но все-таки не такие важные. И приняты документы были в весьма обтекаемых формулировках. При этом их принятие происходило в атмосфере строгой секретности. Журналистов не пускали на заседания. Возможность для встреч и бесед представителей СМИ с предстоятелями церквей не предусматривалась. Официальная информация предоставлялась дозированно. Онлайн трансляции часто прерывались. Можно подумать, что на повестке дня соборян стояла программа вооружения всего православного населения или что-то вроде этого. Даже некоторые греческие информационные агентства покинули встречу, мотивируя это тем, что условия работы совершенно неприемлемы.
Определенной интригой собора стал украинский вопрос. Накануне встречи Верховная рада Украины обратилась к председателю собора с просьбой рассмотреть вопрос о полноценной самостоятельности (автокефалии) Украинской церкви. На критском совещании проблема эта не была поставлена, но обсуждалось в кулуарах.
Можно сказать, что процесс идет. И открытое вмешательство стамбульского Вселенского патриарха в украинские дела неизбежно. Другое дело, понравится ли самим украинцам это вмешательство, когда дело дойдет до реальных кадровых назначений. Вон в Париже греки так порадели о судьбе русской архиепископии, доставшейся им в наследство от русской эмиграции, что уничтожили многие ее права. Действовали примерно так, как Москва в Сурожской епархии. Один авторитаризм другого стоит.
В долгосрочной перспективе появление еще одной независимой славянской церкви на руку русскому православию. Не будут же вечно Украина и Россия в плохих отношениях. Когда-то все изменится. Поэтому важно, чтобы Москва не осталась в стороне от процесса. Тогда можно будет договориться и о судьбе тех приходов, которые решат остаться в Московском патриархате. По-хорошему договориться.
На греческом острове мировое православие продемонстрировало свою неспособность действовать сообща. «Духовные скрепы» не работают не только в России, но и в мире. Но патриарха Варфоломея, похоже, это мало волнует. Ему нравится сидеть во главе стола. Поэтому он хочет превратить собор в серию встреч, организуемых под его омофором.
Такое бесконечное заседание парткома с несменяемым парторгом. И с обязательной телевизионной картинкой по CNN.
Фото: Греция. Ханья. 16 июня 2016 года. Глава Константинопольской православной церкви Вселенский патриарх Варфоломей I (в центре) во время прибытия на Крит для участия во Всеправославном соборе. Sean Hawkey/AP/ТАСС