Прямая речь
1 АВГУСТА 2016
Евгений Ясин, научный руководитель университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ):
Рассматривая вопросы сокращения расходов, я бы в первую очередь увеличивал бы сокращения за счёт содержания армии и силовых структур. А на сокращении расходов на науку настаивал бы в последнюю очередь. Хотя необходимо сказать, что если брать старую, советскую ситуацию, то тогда в науке были отдельные очень большие достижения, вроде космоса. Но одновременно с этим там было очень много людей, которые не могли в полной мере применить полученное образование и использовали его просто как возможность найти для себя занятие в условиях запрета на частное предпринимательство.
В более поздний период, когда начались рыночные реформы, пошёл процесс увеличения числа людей, которые получали высшее образование и старались пойти в науку. Это было связано с появлением новых возможностей, открылось много частных ВУЗов, а в старых университетах появились платные отделения. Так что людей с высшим образованием стало гораздо больше. Но возможностей для применения своих знаний в научных целях больше не стало.
В целом страна сохраняла достаточно большое количество людей, занимавшихся наукой в самых разных видах. Есть ли сейчас какая-то возможность сократить число этих людей? В принципе, есть. Не столько, сколько можно сократить офицеров различных служб, но возможности есть, хотя сколько тысяч, восемь или меньше, сказать трудно. Но необходимо помнить, что будущее России и цель тех структурных реформ, о которых мы сегодня говорим, состоит в том, чтобы сменить структуру общества и экономики, сделав науку и инновации, которые «размножаются» с её помощью, главным фактором развития.
Прямая речь
11 СЕНТЯБРЯ 2014
Владимир Волков, экономический обозреватель:
Правительство только даст возможность регионам вводить или не вводить этот налог и ограничивает местные власти определённый «планкой», конкретное значение будут определять уже власти на местах. Вырастут ли в результате цены на ту же ветчину? Коротко говоря, да. Но проблема налога с продаж в том, что он не очень хорошо собирается, по опыту прошлых лет собираемость составляла около 30%. Кроме этого, есть вопрос произвола людей из компаний, которые продают товары. Потому что у них будет большое искушение под предлогом нового налога поднимать цены и выше. Это будет зависеть уже от степени порядочности конкретных компаний. Конечно, ФАС говорит, что будет следить за этим, но, как мы видим на примере ситуации после введения санкций, цены выросли существенно, в том числе и на товары, которые, казалось бы, производятся в России. Так что я не очень верю в эффективность контроля над ценами и не думаю, что будет какое-то общее правило, в каждом регионе будет своя ситуация.
В предыдущий раз налог с продаж отменили как раз из-за того, что его сложно собирать, в отличие от НДС. Эксперты пришли к выводу, что это неэффективно с точки зрения администрирования, проблемы, которые этот налог создавал, были неоправданно высоки по сравнению с приносимой им пользой. Может быть, сейчас что-то будет иначе, но вряд ли. Этот налог вводится для того, чтобы местные власти могли улучшить своё благосостояние, но, как показывают и теория, и практика, повышение налогов приводит к пропорциональному снижению продаж. Так что выгода региональных бюджетов будет невысокой. Возможно, поначалу произойдёт какой-то всплеск доходов, но потом всё начнёт возвращаться к старому значению. Потому что платёжеспособность населения не растёт, и в результате просто произойдёт снижение спроса, что потянет за собой и доходы, получаемые от налога с продаж.
Прямая речь
25 СЕНТЯБРЯ 2014
Евгений Гонтмахер, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений:
Налог на имущество изменяется за счёт перехода на коммерческие основы и рыночную оценку недвижимости. Мы уходим от ставки, принципы определения которой тянулись ещё с Советского Союза. В результате произойдёт повышение фактических выплат за землю или за квартиру, возможно, в два-три раза, хотя всё будет очень индивидуально.
При этом, если отвлечься от нашей конкретной ситуации, такой переход — это правильная инициатива. В любой стране, которая считает себя цивилизованной, недвижимость надо оценивать и облагать налогом не на основе каких-то мистических цифр, а на основе её стоимости. Но в нашем нынешнем положении такая мера может иметь достаточно много негативных последствий, потому что вопрос, как это всё будет оцениваться, открывает широкое поле для коррупции, когда деньги будут брать за то, чтобы снизить стоимость квартиры или дачи и, соответственно, уменьшить выплаты. Кроме этого, есть проблема льгот. Людей малообеспеченных очень много, и для них увеличение налога даже на 100-200 рублей весьма существенно. В принципе, вопрос льгот затрагивается, но его нужно разрешать очень тонко и адресно, и у меня нет уверенности в том, что это будет сделано. Так что подводные камни существуют, но сам по себе переход правильный.
Прямая речь
15 ОКТЯБРЯ 2014
Юлия Галямина, журналист:
Никакого заметного недовольства это решение не вызовет, поскольку у нас вообще мало что вызывает какую-то бурную реакцию. Протесты возможны только в долгосрочной перспективе, по мере того, как экономическая ситуация будет ухудшаться в целом, и это почувствуют на себе обычные граждане. В этом случае новый налог станет одним из компонентов этого процесса, и в таком качестве уже будет вызывать недовольство.
Прежние протесты со стороны пожилых граждан, например, против монетизации льгот — это другая история. Во-первых, было другое время. А во-вторых, это не совсем одно и то же, всё-таки сейчас именно льготные группы граждан, пенсионеры и малоимущие, будут частично освобождены от выплат, которые в первую очередь затронут всех остальных. Вообще вся обстановка сейчас не предполагает никаких протестов, хотя я, конечно, могу ошибаться.
Илья Яшин, РПР-ПАРНАС:
В этом нет ничего удивительного. Мы видим продолжение той политики, которую Собянин проводит с самого своего прихода в столичную мэрию. Она заключается в следующем: превратить Москву в город для богатых и очень богатых людей. В городе уже очень высокое социальное расслоение, одно из самых больших среди мировых мегаполисов, но, судя по всему, оно будет увеличиваться и дальше. Жизнь в Москве становится всё дороже во всех отношениях. Растёт стоимость проезда в общественном транспорте, увеличиваются цены за парковку, а зоны парковок расширяются стремительно, несмотря на первоначальные обещания властей удержать их внутри Садового кольца. Теперь добрались и до налога на жильё. Представители правительства Москвы говорят, что это незначительно изменит сложившуюся ситуацию, а по факту уже со следующего года стоимость жилья для основной категории граждан заметно возрастёт.
В первую очередь этот налог ударит по среднему классу. Потому что для людей, зарабатывающих миллионы, он действительно будет несущественен. Но для тех, кто получает сравнительно неплохо, но не шикует, такие траты будут заметны. Вообще именно для таких людей жить в Москве становится с каждым годом тяжелее. А если учесть общефедеральные тенденции, рост цен на продовольствие и товары, сокращение доходов населения, то ситуация вырисовывается весьма печальная. Москва уже давно перестала быть социально ориентированным городом, превратившись в центр «дикого капитализма», где власть видит свою основную цель в том, чтобы содрать с граждан побольше денег.
Это — общая идеология, которую реализует на практике правительство Москвы. Конечно, отдельные инициативы и законопроекты обусловлены необходимостью закрывать бюджетные дыры, потому что бюджет Москвы дефицитный, и на следующий год он остается таковым. Но «город для богатых» — это последовательная политика, проводящаяся Собяниным при молчаливом одобрении Мосгордумы, которая и дальше будет согласно кивать, так как её состав мало изменился по сравнению с прежним.
Вряд ли это решение станет для граждан какой-то «последней каплей», которая выведет их на улицы. Но то, что оно приведёт к росту протестных настроений в столице — несомненно. Потому что как бы людей ни убеждали, что жить стало лучше и веселее, они всё равно каждый день ходят в магазины, а раз в год платят налоги и ощущают политику правительства Москвы на своих кошельках.
Прямая речь
16 ОКТЯБРЯ 2014
Евгений Гонтмахер, экономист:
Это очередная демонстрация силы, направленная, в первую очередь, на внешний мир. При этом будут ли эти деньги реально освоены — большой вопрос. Потому что у нашего ВПК есть пределы мощности, и уже в предшествующие годы мы сталкивались с ситуациями, когда выделялись достаточно большие суммы, а потом оказывалось, что столько просто не тратят, и часть средств переносили на следующий год. Хотя, казалось бы, всё было предусмотрено. Так что нельзя исключать, что это — чисто политическое решение, призванное показать миру, что мы никому и ни в чём не уступим.
Но при этом министр Силуанов, предлагавший пересмотреть эти траты, был абсолютно прав. Наш бюджет, мягко говоря, недостаточен для финансирования всего, что мы набрали за последние годы. И этот рост затрат означает ещё меньшее количество денег на все остальные сферы, включая даже инфраструктурные траты в экономике. Но ничего неожиданного тут нет, каждый играет свою роль. Министр финансов, разумеется, не хочет тратить эти деньги, потому что понимает это дело с экономической точки зрения. А Путин считает, что увеличение военного бюджета — вопрос геополитический, и чисто финансовые проблемы здесь не надо принимать в расчёт.
Виктор Литовкин, военный обозреватель:
Это увеличение было запланировано ещё в 2010 году. Надо помнить, что тогда государственная Дума одобрила выделение на модернизацию Вооружённых сил, закупку и создание новой техники 20 триллионов рублей до 2020 года. Тогда же было сказано, что эти деньги будут распределяться по годам не равномерно. В первые два-три года будут выделяться сравнительно небольшие суммы, около 1 триллиона, 1,3 триллионов и так далее. Эти средства шли на научно-исследовательские и конструкторские работы. А после того, как эта часть будет завершена и перейдут к созданию новой техники, расходы будут увеличены.
Мы знаем сегодня, что российские Вооружённые силы в последние годы не закупали совершенно новую военную технику, не считая кораблей, подводных лодок и некоторых других видов вооружения. В остальном армия занималась только модифицированием уже имеющихся моделей. А сегодня приходит время обновить сухопутные войска, авиацию, в том числе и стратегическую. В 2015 году в армию должны начать поступать платформы «Армата» под новые танки, боевые машины пехоты и другую боевую технику, начнёт поступать «Бумеранг», «Курганец-25» и другая новая техника. И, естественно, для закупки всех этих машин требуется гораздо больше денег, чем на научно-исследовательские работы. С этим и связано увеличение выделения бюджетных средств, которое предстоит и в 2015, и в 2016 и дальше. В результате к 2020 году мы, согласно плану, заменим 70% техники на новую.
Так что никакой сенсационной новости нет. Просто надо помнить, что уже было решено, и не вырывать события из исторического контекста.
Прямая речь
23 ОКТЯБРЯ 2014
Андрей Колесников, журналист:
С чисто экономической точки зрения это достаточно странная просьба. Потому что на Восточную энергетическую компанию и на инвестпрограмму, о которых говорят в Роснефти, так много денег не надо. Кроме того, в самом Фонде сейчас не многим больше 3 триллионов, и получается, что Сечин готов забрать себе две трети. В политическом смысле это выглядит очень вызывающе. Дворкович уже сказал, что на всех не хватит, поступило очень много заявок от других организаций, и деньги уже распределены.
В общем, Сечин демонстрирует своё монопольное положение в экономическом, политическом и аппаратном смыслах. Если называть вещи своими именами, ему хватает наглости просить такие большие суммы. А это означает, что он уверен в собственном гигантском политическом весе, несоразмерном даже его позиции руководителя крупнейшей нефтедобывающей компании.
При этом есть ещё один нюанс, который почему-то всё время выпадает из обсуждения. Любые претензии на деньги из Фонда национального благосостояния безосновательны по той причине, что есть бюджетный кодекс Российской Федерации, где прямо сказано, что ФНБ создан в целях софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан. И там не упоминаются никакие олигархи, ни нефтяные, ни газовые, ни любые другие. Но на фоне санкций об этом уже никто не вспоминает.
Вероятность того, что Сечин получит часть этих денег, довольно высока, хотя сколько именно — невозможно прогнозировать. Сейчас никто не решится поднять руку на столь мощную фигуру, фактически — вторую в государстве. Но выделить всю запрашиваемую сумму, два триллиона или даже полтора, просто невозможно. Минэкономразвития, куда ушла сейчас заявка, не может дать на это санкцию. Так что будет борьба, которую Сечин открыто провоцирует.
Андрей Илларионов, экономист:
Я надеюсь, что «Роснефти» эти деньги дадут. Я очень беспокоюсь за благосостояние Игорь Ивановича, а если бы его просьба не была удовлетворена, то я просто потерял бы покой и сон. Это означало бы конец той политической модели, которую мы знаем, и надо было бы начинать беспокоиться, что что-то пошло не так. А если эти средства будут ему выделены — значит, всё в порядке, мы по-прежнему живём в том же самом режиме. Причём получит ли он всю затребованную сумму, или будет достигнут какой-то компромисс, в данном случае не существенно.
Прямая речь
28 ОКТЯБРЯ 2014
Александра Суслина, экономист:
Экономическая ситуация довольно сильно изменилась с момента начала разработки законопроекта о бюджете, и те параметры, которые были приняты Госдумой в первом чтении, уже не очень актуальны или даже совсем не актуальны. Поэтому по мере того, как будет разработан новый макроэкономический прогноз, Минфин будет принимать какие-то поправки к закону о бюджете. Скорее всего, это случится довольно рано. В обычной ситуации, если никаких кризисов нет, бюджет принимается во второй половине года, но в этом случае он будет принят гораздо раньше.
Пересмотр бюджета начнётся с того, что будут тщательно пересчитаны доходы при новой ситуации. Считается, что будут сильно ниже цены на нефть и темпы роста, а национальная валюта будет заметно дешевле. В результате доходов будет собрано гораздо меньше. Исходя из этого будут корректировать расходы. На текущий момент нет планов менять бюджетное правило, так что в рамках уже определённого правила будет увеличен дефицит.
Практика показывает, что в случае, если речь идет о сокращении трат, легче всего снизить так называемые «расходы на национальную экономику», потому что их ещё не начинали тратить. Социальные расходы уменьшить невозможно, оборонные обычно тоже предпочитают не сокращать, но могут перенести на будущие периоды.
Прямая речь
4 МАРТА 2015
Михаил Бергер, экономический обозреватель:
На самом деле сейчас есть ощущение — возможно, иллюзорное — некоторой стабилизации и надежды на то, что в дальнейшем траты не будут столь высоки. В противном случае до конца года Резервный фонд может опустеть, и что тогда делать дальше? Но лично я не понимаю, на что именно эти деньги сейчас расходовались так активно.
Что касается антикризисного плана, то если он и есть, то его детали не обнародованы. Есть ряд публично зафиксированных идей, связанных с привлечением капитала, пенсионными накоплениями и так далее. Но целостного документа, в котором всё было бы расписано по пунктам, от первого до двухсотого, и который можно было бы обсуждать, либо нет в природе, либо он считается только «для служебного пользования». Печально, если это так, потому что экономические документы не связаны с государственной безопасностью и обороной. И если они получают ограниченный доступ, значит либо их авторы в них не уверены и боятся публичной дискуссии, либо они недостаточно проработаны. И в этом присутствует большой риск.
Владимир Волков, экономический обозреватель:
Сложно сказать, насколько будет уменьшаться Резервный фонд в дальнейшем. Всё зависит от того, что произойдёт с рублём и с нефтью. Если цены будут уменьшаться, то он может истратиться очень быстро. Редкие комментарии людей из правительства, приводящих какие-то цифры, являются очень общими прикидками, просто потому что никто на самом деле не знает, как изменятся цены на углеводороды. Ещё полтора месяца назад глава ЛУКОЙЛа Алекперов говорил, что не исключает цены в 20 долларов за баррель, а недавно вице-президент той же компании Федун заявил, что не удивится, если к концу года цена поднимется до 100. Такой разброс мнений означает, что никто не может ответственно предсказать цены на нефть, а именно от этого зависит скорость трат и наполнения Резервного фонда. Но для бюджета из-за этого никаких проблем не будет, фонд создавался именно на случай сложных времён, которые наступили. Никакого смысла «мариновать» эти деньги сейчас нет.
Банально, но факт – бюджет зависит от нефти, а её цены предсказывать не умеет никто. Вроде бы только что была новость о том, что Саудовская Аравия начала повышать цены для азиатских потребителей, а в период основной паники, когда цены опускались до 40 с небольшим, всюду были новости о том, что Аравия делает потребителям скидки. Теперь маятник качнулся в другую сторону, и это, наверное, ободряющая новость. Но сколько продлится эта политика и выполнили ли саудиты те задачи, ради которых они понижали цены, – непонятно.
Кроме того, если верить Федуну, а у меня нет никаких оснований этого не делать, в ближайшее время мы увидим, как начнёт оказывать влияние сокращение бурения, происходившее с начала года. Сейчас сланцевая нефть поступает от старых скважин и пробоин, сделанных в прошлом году. Но со второго полугодья начнёт ощущаться, что много скважин не было пробурено или оказалось заморожено из-за падения цен, и нефть начнёт дорожать. Соответственно, давление на бюджет уменьшится. И хотя пополняться Резервный фонд не будет, расходовать его станут меньше.
Прямая речь
5 ОКТЯБРЯ 2015
Игорь Сечин, глава "Роснефти", из выступления на Сочинском форуме 03.10.2015 г.:
Уверен, что наличие бюджетного дефицита не является основанием для изъятия денег у эффективно работающей отрасли, тем более с такими последствиями. Необходимо искать альтернативные источники пополнения бюджета и роста экономики...Позволю себе напомнить факт из недавней истории, когда в разгар кризиса после масштабной перестройки фискальной системы в 2009 году правительством страны было принято решение о снижении налоговой нагрузки на 3 процентных пункта. Как результат, ежегодная добыча и налогооблагаемая база выросли в стране на 8% к 2014 году.
Антон Силуанов, министр финансов, из выступления на Сочинском форуме 03.10.2015 г.:
Хочу сказать, что почему-то только в России компании занимаются таким шантажом - если вы на нас налоговое бремя увеличиваете в кавычках, потому что это изъятие девальвационной прибыли, то мы будем сокращать инвестиционную программу, никто не говорит о сокращении операционных издержек своих компаний, замораживании зарплат, о снижении цен на закупаемое сырье, товары и услуги. На западе нефтяные компании в условиях снижениях цен занимаются снижением операционных издержек, а у нас говорят, что будут снижать инвестиции, шантаж небольшой.
Прямая речь
7 ОКТЯБРЯ 2015
Алексей Кудрин, глава Комитета гражданских инициатив:
Принято решение в части замораживания пенсионных накоплений, это уменьшает инвестиции, решение по изъятию из нефтяного сектора тоже уменьшает инвестиции. Бюджет также сокращается в основном за счет инвестиций. Сейчас действия правительства не способствуют росту экономики, тем самым рост отодвигается.
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2015
Михаил Бергер, экономический обозреватель:
В первую очередь надо помнить, что для госслужащих есть ограничение – 65 лет, и Сергей Шаталов уже достиг этого возраста. Его отставка может быть связана с этим обстоятельством. Возможно, ему просто надоело – он занимается одним и тем же уже 15 лет, и мог устать. Но я не верю в то, что нашёлся кто-то такой могучий, кто смог бы его «сдвинуть», хотя желающие, безусловно, есть.
Шаталов – одна из самых влиятельных фигур в Министерстве финансов, если не равная министру, то точно вторая после него. И инициатива в данном случае исходит скорее от него – внешних сил, которые были бы способны на такое, я не вижу. Авторитет Шаталова чрезвычайно высок, очень мало госчиновников в России, которые пользуются таким влиянием, в первую очередь, в бизнес-сообществе, и про которых вообще так много людей знают, кто это такой.
Главный вопрос теперь – кто его заменит. Если это будет глава департамента налоговой политики Илья Трунин, то значительных изменений не произойдёт. Другое дело, если это будет неизвестный человек, но и Шаталов не был известным всегда, это дело наживное. Однако если это будет человек со стороны, то желающие получить какие-то льготы, исключения или запустить какие-то схемы выстроятся в длинную очередь, и непонятно, к чему это может привести. Шаталов – архитектор нынешней налоговой системы, которая может нравиться, может не нравиться, но она хотя бы достаточно понятна.