В минувшее воскресенье в 5.27 утра, как пишут газеты, «пропал с радаров» самолет Ту-154, направлявшийся в Сирию. Всего на борту вместе с экипажем находилось 92 человека. В том числе артисты из ансамбля имени Александрова (они летели давать новогодний концерт для российских военных), тележурналисты, которые должны были всей стране рассказать о заботе, что высокое начальство проявляет о тех, кто воюет с терроризмом, а также доктор Лиза (Елизавета Глинка), глава благотворительного фонда «Справедливая помощь», в последнее время при поддержке властей весьма активно помогавшая жертвам российской внешней политики.
Известно, что эвфемизм «пропал с радаров» порой используется не только для красного словца, но и когда неизвестно, по какой причине произошло крушение самолета. Имеем ли мы дело с терактом или люди погибли из-за технической неисправности. В данном случае официальные лица немедленно заговорили о том, что версия теракта, конечно, рассматривается, но она «крайне мало вероятна»…
Почему российским властям не выгодна версия, согласно которой наш военный самолет подвергся террористической атаке, совершенно очевидно. Если Ту-154 был взорван в воздухе, это означает, что война, которую Россия ведет на Ближнем Востоке, уже переместилась на нашу территорию. Причем если предположить, что устройство было заложено в самолет именно в аэропорте Сочи, который находится недалеко от Адлера (место последней посадки), то получается, что удар нанесен фактически с путинской базы. То есть из самого сердца современной России, где Путин живет, проводит совещания, принимает иностранных гостей. Ни один официальный эксперт не решится рассматривать такой сценарий без прямого указания сверху. Другими словами, совершенно очевидно, что решение о том, по какой причине погибли 92 человека в воздухе над Черным морем, будет приниматься на самом высоком уровне. И пока такое решение не принято, остальные будут лепетать что-то невнятное и очень неконкретное. Между тем, все, что случилось с нашим самолетом, очень похоже на теракт.
Крушение произошло на седьмой минуте полета, когда самолет набирал высоту, а все три двигателя Ту-154 работали в максимальном режиме. Метеоусловия были близки к идеальным, ни о каких нештатных ситуациях на борту экипаж не сообщал. Через семь минут связь с лайнером оборвалась, и он просто исчез с мониторов авиадиспетчеров. Известно, что перечень технических причин, при которых самолет терпит бедствие такого формата, когда ни командир корабля, ни второй пилот не успевают связаться с землей, крайне ограничен. Учитывая конкретные обстоятельства крушения самолета, направлявшегося в Сирию, независимые эксперты вообще затрудняются обрисовать возможные неисправности, которые могли привести к моментальному разрушению воздушного судна. Впрочем, как известно, в воздухе все бывает. Однако есть еще одно обстоятельство, говорящее в пользу версии теракта. Фрагменты самолета обнаруживаются на большом расстоянии друг от друга. Это свидетельствует о том, что самолет развалился еще в воздухе, что, в свою очередь, фактически невозможно без механического воздействия изнутри. То есть без взрыва на борту.
Впрочем, повторю, пока официальные лица версию теракта упорно отрицают. Разброс фрагментов они объясняют сильным течением, а саму аварию то ли обрывом привода закрылков, то ли заклинившим стабилизатором. Появилась также информация о том, что дозаправка самолета изначально планировалась в Моздоке, но из-за метеоусловий самолет сел в Адлере. Решение об этом принималось в последний момент. Так это или нет, нам судить крайне сложно. Если это правда, версия о том, что взрывное устройство было подложено на борт в Адлере, действительно выглядит маловероятной. Однако мы же не можем исключить, что какой-нибудь смышленый подполковник придумал эту сказку просто для того, чтобы выслужиться перед начальством — чтобы подкинуть ему, этому самому начальству, железобетонный аргумент в пользу того, что никто в Сочи на наш самолет не покушался.
Конечно, окончательно прояснить ситуацию могла бы информация, полученная после расшифровки черных ящиков. И когда они будут найдены и вскрыты, определенный круг лиц получит полную картину того, как развивались события на борту нашего самолета. Только войдем ли мы с вами в этот круг лиц? Вот в чем вопрос…
Фото: 1. Россия. Сочи. 25 декабря 2016. Во время поисково-спасательных работ после крушения самолета Ту-154 Минобороны РФ. МЧС России/ТАСС
2. Россия. Московская область. 25 декабря 2016. Самолет Ту-154, принадлежащий Министерству обороны РФ, на аэродроме Чкаловский 15 января 2015. После вылета с аэродрома Адлера в 5.40 Ту-154 пропал с радиолокационных радаров. На борту находилось 84 пассажира и 8 членов экипажа, в том числе артисты ансамбля им. Александрова и представители российских СМИ. В полутора километрах от черноморского побережья города Сочи обнаружены фрагменты корпуса самолета. Фото из архива/Дмитрий Петроченко/ТАСС