Церковь и государство
21 ноября 2024 г.
Этот музей работает для людей! (письмо экскурсовода)
23 ЯНВАРЯ 2017, ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ

ТАСС
Акция протеста против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви в Санкт-Петербурге


Я работаю экскурсоводом по Санкт-Петербургу и пригородам уже больше 20-ти лет. Информация о передаче Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви для меня – тяжелый удар. Дело в том, что я считаю музей «Исаакиевский собор» самым лучшим по организации приема туристов из всех музеев нашего города. Посмотрите – к ним идут тысячи индивидуальных туристов ежедневно в каникулы и летом, сотни организованных групп, и всегда – четко, отлаженно, уважительно они разводят большие потоки людей. Мне никогда не приходилось подолгу с группами стоять и ждать, когда впустят внутрь. 

Посещение Исаакиевского собора входит в большинство программ по приему организованных туристических групп. Как российских, так и иностранных. Исаакий уже давно стал одной из визитных карточек Петербурга! Там принимают всех – и православных, и католиков, и мусульман, и буддистов… И никогда ничего, кроме восторженных откликов, от туристов не слышала!
Потому что там работают профессионалы. Не ущемляя ничьих прав, они рассказывают о том, как строили собор, как создавали уникальные интерьеры (за 40 лет там поработало почти полмиллиона человек!). Причем люди разных национальностей и вероисповедания… (Помним, что главный архитектор Огюст Монферран был католиком.) С грустью экскурсоводы говорят о послереволюционном периоде, напоминают, как всем миром (!) восстанавливали храм после войны… И об иконах рассказывают тоже! Всегда – очень уважительно.

Качественно и грамотно экскурсоводы подают информацию с позиции истории России и ее культуры. Обязательно напоминают в конце экскурсии, что все желающие могут подойти и помолиться в приделе Святого Александра Невского. Желающие делают это, остальные смотрят, что еще не рассмотрели, покупают сувениры.

Для сравнения скажу, что, например, в Казанский собор часть туристов (как правило, нехристиане) даже не заходит. Историю создания этого храма мы «даем» на улице, перед собором, торопливо (холодно или дождь). Да и те, кто идет внутрь, выходят довольно быстро – через 10-15 минут. «Мрачно как-то», — говорят. И торопятся идти дальше. 
Из Исаакиевского же собора людей не увести. Сколько раз было, что группа вышла, а кого-то нет! Спасибо сотрудникам, всегда идут навстречу, впускают экскурсовода назад, чтобы разыскал отставшего…

Исаакиевский собор (как и его филиал Спас-на крови) – единственные, кто летом каждый день стал работать до 22.30. А колоннада по ночам — до 4.30! А ведь долгие годы все музеи Петербурга зимой и летом уже в 17 часов переставали пускать гостей города. Туристы, приезжавшие на 2-3 дня, хотели максимально использовать время, побольше увидеть наших красот! Вернувшись, например, из Петергофа, спрашивали: «Куда еще можно вечером сходить? В какой музей?». Деньги готовы были заплатить! А мне, кроме театров (с которыми тоже летом проблемы), и предложить-то было нечего! «Гуляйте там-то и там-то…» И только руководство Исаакиевского собора смогло так наладить работу, что музей стал работать допоздна.  (Уверена, что это было непросто – так изменить график работы сотрудников!) Но это было необходимо. Потому что этот музей работает для людей…

Такая работа стала примером для других, и теперь все большее количество музеев летом и в дни школьных каникул увеличили свой график работы… Но первым-то был именно Исаакий!
Этим летом столкнулась с тем, как музей работает в экстремальной ситуации: привожу группу приезжих школьников по путевке к определенному времени, но нас, как и остальных, не пускают даже на ступени портика. Пробилась к охраннику, он тихо говорит: «Уводите группу». Увела назад, в автобус, сама побежала выяснять, что дальше делать – посещение музея запланировано по программе тура, вечером ребята уже уезжают домой. А тут — кассы закрыты «по техническим причинам», народ толпится.

Как потом оказалось, одна из верующих, от радости, что добралась до собора, бросила свой рюкзак между колоннами, а сама побежала молиться. Пока она молилась, сотрудники музея успели всех эвакуировать из опасного места, остановили продажу билетов, вызвали полицию.
Как только стало понятно, что опасности нет, моментально наладили работу. Мою группу уже водили по собору, а в это время только включали кассы и оформляли нам билеты. На колоннаду мы тоже успели. Ребята были счастливы.
Могу со знанием дела сказать: если бы такое случилось в любом другом крупном музее (прости, о Эрмитаж!) – это был бы полный коллапс и скандал. А тут – спокойно, без истерики, быстро и грамотно «разрулили» ситуацию.

Осенью я работала с приезжей группой слепых и слабовидящих людей (25 человек). В основном это были взрослые. Со слепыми приехали сопровождающие. У меня есть опыт работы с такими туристами, но так случилось, что в Исаакиевский собор на специальную экскурсию я, как и мои гости, попала впервые. Меня удивило, что посещение запланировано на среду – выходной день музея. И только потом поняла, насколько это мудро.
Специально подготовленные экскурсоводы в пустом (!) соборе рассказывали об интерьерах и показывали туристам небольшую модель храма, которую гости с радостью «изучили» руками.

Ну, говорила я им на улице: «Там, вверху, четыре колокольни с маленькими куполами, а в центре на барабане, окруженный колоннами, огромный позолоченный купол… На углах – скульптура – ангелы со светильниками…». Но как незрячий с детства человек может себе все это представить? А тут они все потрогали, восприняли! Затем верхнюю часть модели сняли, и, осторожно беря руку незрячего человека, ее опускали внутрь модели, показывая, в какой части собора мы находимся, что и как располагается внутри.

ТАСС
Посетители внутри Исаакиевского собора.

Потом туристы «обнимали» колонны, трогали полы и стены, решетки, уникальные барельефы на дверях, даже мозаику. Им давали в руки кусочки смальты, пластинки лазурита и малахита. Боже мой, как люди были счастливы! Слышали бы вы, как они благодарили…
Такую экскурсию невозможно проводить в рабочий день музея – десятки других, зрячих туристов тут же кинутся все трогать, оттеснив более уязвимых слабовидящих (позже в Гатчинском дворце мне пришлось несколько раз отбиваться от таких). Поэтому это было замечательное решение – принимать подобные группы в выходной день!

В музее «Исаакиевский собор» работают с различными «особыми группами». Для колясочников есть пандус и специализированный лифт для подъема ка колоннаду. Люди с ограниченными возможностями теперь могут посмотреть на город с высоты птичьего полета! Спросите у кого-нибудь из них, что это для них значит? И какой еще храм в России соорудил лифт для посетителей-инвалидов?
Входные билеты в музей «Исаакиевский собор» – самые дешевые в Петербурге: для взрослых – 250 рублей, для школьников и пенсионеров – 50 рублей. И это — с экскурсионным обслуживанием! 
Для сравнения: Русский музей – 300 руб. и 150 руб. (без экскурсии), Юсуповский дворец – 450 руб. и 300 руб., музей «Петровская акватория» - 400 руб. и 200 рублей…

И при таких низких ценах на билеты, которые не поднимают уже несколько лет, музей полностью находится на самоокупаемости, проводит сложнейшие реставрационные работы и не просит у города ничего! Только большие налоги платит в бюджет Санкт-Петербурга! И восхищает всех посетителей…
К сожалению, убеждена, что после передачи собора РПЦ будет загублена вся эта прекрасно отлаженная работа. Наверное, не сразу, а постепенно она сойдет на нет. И экскурсионная с «обычными» туристами, и, тем более, с «особыми» группами. Потому что так качественно работать могут только профессионалы!

Недавно на пресс-конференции представители РПЦ заявили, что из 400 человек, которые сейчас трудятся в музее, они планируют оставить 40 сотрудников. Это что, насмешка? Кто будет разводить огромные людские потоки, которые туда пойдут поначалу? Ведь именно экскурсоводы ведут группы по определенным маршрутам, чтоб не сталкивались и не пересекались внутри, не мешали друг другу. Кроме того, потоки регулируются и временем посещения (договора с турфирмами, путевки). Но с РПЦ турфирмы по разным объективным причинам практически не работают!
А реставрировать храм кто будет и на что? Тем более что на этой же пресс-конференции пообещали, что вход в собор будет бесплатным. Так на что реставрировать живопись и скульптуру собираются? А реставрация требуется постоянно! У города деньги будут просить?
«Прости их, господи, ибо не ведают они, что творят…»

Мало кто знает, но и в Казанском соборе, и в Александро-Невской лавре служители проводят экскурсии. Кто их заказывал? Кто на них бывал? Многие ли? Очень немногие. В основном — паломники. Потому что представители РПЦ ведут экскурсии только в православном ключе. Истории, культуры, архитектуры в экскурсиях мало. А вот подробного рассказа о каждой иконе, святом – это да. Но даже не все православные верующие могут долго это выдержать!
А количество посетителей! Придите в Кафедральный Казанский собор и посмотрите, сколько там людей. А ведь он – на Невском, в самом центре города, рядом с метро! А потом дойдите до Исаакиевского и посмотрите, сколько там. В сотни раз больше! За 2016 год – 3 миллиона человек (несмотря на платный вход)!
Почему? Там красиво? Там интересно? И то, и это. А еще там душевно… Там все сделано с любовью и показывается с любовью… Там вам рады…

ТАСС
Впервые за 90 лет Пасхальная служба прошла в Исаакиевском соборе 24 апреля 2011 года.


Православным верующим плохо в Исаакиевском соборе? Никогда такого не слышала. Прихожане без билетов входят, службы идут каждый день, кроме среды. Если надо службы проводить чаще — уверена, что этот вопрос можно решить с руководством музея. Может быть, сделать так, что с утра собор функционирует, как православный храм, а с 12.00 – как музей? А придел Александра Невского – целый день, как уже несколько лет. Есть и другие варианты… Надо только захотеть их найти.
Только боюсь, что дело не в проблемах прихожан Исаакиевского собора. Дело в деньгах и амбициях. И особенно больно, когда Православная церковь, призванная нести мир и добро, своими действиями провоцирует противостояние и раскол в обществе, причем – среди православных же людей!
Исаакиевский собор – бренд Санкт-Петербурга, наша гордость. Он столько пережил на своем веку! Переживет и это смутное время…

Буду молиться, чтобы разумный компромисс был найден и музей «Исаакиевский собор» продолжал восхищать миллионы жителей и гостей города.


С любовью и надеждой, экскурсовод Санкт-Петербурга Елена Львовна Голикова.

Фото: 1. 13.01.2017. Акция протеста против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви в Санкт-Петербурге. Valya Egorshin/Zuma\TASS
2. 12.01.2017. Россия. Санкт-Петербург. Посетители внутри Исаакиевского собора. Александр Демьянчук/ТАСС
3. Россия. Санкт-Петербург. 24.04.2011. Верующие во время праздничного пасхального богослужения в Исаакиевском соборе. Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков


Оригинал здесь


Фото: Татьяна Хафнер












  • Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...

  • РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.

  • Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Отставка без благодарности
8 ИЮНЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Отставка митрополита Илариона без вынесения ему принятой по правилам церковного этикета благодарности за понесенные труды является очевидной опалой. Тем более что он перестал быть не только министром иностранных дел церкви и, соответственно, постоянным членом Синода, но и главой фактически организованной им Общецерковной аспирантуры, готовящей интеллектуальную элиту РПЦ. Маленькая епархия в центре Европы не является достаточной компенсацией даже в условиях, когда венгерский премьер Виктор Орбан — чуть ли не единственный лидер Евросоюза, благожелательно относящийся к московскому патриарху: он только что заблокировал введение санкций против Кирилла.
Ценности нашего общества
1 ИЮНЯ 2022 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 мая, когда министр обороны Сергей Шойгу докладывал президенту Путину о полном взятии под контроль Мариуполя, а в Госдуму внесли законопроект об отмене возрастного предела для контрактников, церковный министр иностранных дел и ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион читал в Российской академии народного хозяйства и государственной службы доклад на тему: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Подробно рассказав, как эпизод воскресения Христа изложен во всех четырех Евангелиях, сколько раз Иисус являлся ученикам и каким именно...
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2022
Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...
Пасха и молчание
24 АПРЕЛЯ 2022 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Необычна Пасха в этом году — трудная. И знакомый возглас — Христос воскрес! — застывает в воздухе, если он обращен к другу, допустим, в Киеве. Пилат слабо противился казни невинного человека. Никодим и Иосиф Аримафейский — влиятельные люди и друзья Иисуса — не пошли в синедрион, чтобы его спасти. Женщины стояли поодаль и активно не протестовали. В истории множество примеров невинных жертв, и мы ничего не можем с этим поделать. Только молиться. Только стараться услышать, что говорит нам Бог. И здесь мы входим в пространство, где раздаются вопросы о коллективной вине, коллективной ответственности и народном покаянии...
Информационно-аналитический центр «СОВА» представил свой ежегодный доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2021 году»
1 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вчера в Славянском правовом центре состоялась презентация результатов исследования. Как всегда, доклад Информационно-аналитического центра "СОВА"* основан на данных мониторинга, который центр ведет постоянно вот уже много лет. Выводы его неутешительны. Поскольку один из разделов обновленной версии Стратегии национальной безопасности, принятой в июле, посвящен защите духовно-нравственных ценностей, властный курс на дискриминацию религиозных меньшинств, который наблюдается в течение нескольких последних лет, сохраняется.
Власти наступают, православная общественность теряет запал
2 АПРЕЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В конце марта в Славянском правовом центре состоялась презентация доклада Информационно-аналитического центра "СОВА" «Проблемы реализации свободы совести в России в 2020 году». В докладе затронута тема репрессий в отношении религиозных меньшинств, проанализированы новые законодательные инициативы, направленные на ограничение религиозной свободы; а также особенности религиозной жизни в условиях борьбы с пандемией COVID-19. В презентации принимали участие автор доклада эксперт Центра "СОВА" Ольга Сибирева, директор Центра Александр Верховский, религиовед, доцент кафедры истории религий РГГУ Борис Фаликов и другие.
Конкурс мракобесия
11 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) издал богословское заключение № 5/19 в соответствии с которым «межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая». Богословское заключение № 5/19 – это четкая инструкция. Пошаговая. «Люди Писания» – это христиане и иудеи. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. 
Прямая речь
11 НОЯБРЯ 2020
Александр Верховский: Смысл запрета ясен: побудить мужчин-мусульман, женящихся на немусульманках, обращать своих жён в ислам. Главное – чтобы дети воспитывались в исламе...
В СМИ
11 НОЯБРЯ 2020
РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.
В блогах
11 НОЯБРЯ 2020
Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...