Авторитарная вертикаль власти всегда работает с искажениями – при любом, самом квалифицированном президенте. Хотя вера в «доброго царя, который все решит», по-прежнему доминирует в ментальности россиян, но понятно, что один человек, даже с самыми благими намерениями, не может контролировать полтора миллиона российских вороватых и коррумпированных чиновников. А посланные президентом контролеры нередко входят с казнокрадами в долю. Яркий пример беспомощности властной вертикали с президентом во главе – строительство петербургской «Зенит-Арены», которое контролировал лично президент Путин. Договорная стоимость строительства стадиона изначально составляла 6,7 млрд руб. Реальная, за счет хищений, откатов, уступок поставщикам-монополистам, выросла аж до 43 млрд руб. Где были президент и его контролеры? Но ведь подобное казнокрадство процветает во всех концах и закоулках страны, на всех объектах госстроительства!
Впрочем, подобные уроки отечественной истории (можно привести множество примеров, со времен Петра Первого) – нам не впрок. При возникновении любой проблемы у наших сограждан возникает почти инстинктивное желание написать челобитную царю-президенту. Ежегодно их пишут больше миллиона. Авось царь поможет!
Зачем России нужен парламент, многие россияне вообще не понимают. Ведь можно обойтись указами президента, имеющими силу закона! Как и не понимают они своих конституционных прав контролировать, на что тратятся оплаченные ими же налоги (это право осознают лишь сторонники Алексея Навального, но их пока очень мало).
Отметим, что большинство проблем предприятий, транспорта, коммунального обслуживания возникает именно на уровне субъектов Федерации, городов районов и поселений. Вроде, где они возникают, там и должны решаться, если, конечно, для этого есть средства. А с этим туго. Если при Александре II только 30% собранных налогов шли в Центр, а 70% оставались земствам, то сегодня – наоборот, в регионы доходит только треть, а органам местного самоуправления вообще достается мизерная сумма. Россиянам пора осознать, что пока по примеру развитых стран мы не разделим нашу неэффективную вертикаль власти на сеть независимых и сдерживающих друг друга органов, эффективность управления не повысится, не вырастет и уровень нашей жизни.
Как повышают эффективность управления в развитых странах? С помощью реального разделения властей, посредством системы сдержек и противовесов во власти, взаимным их контролем. Незаконное решение президента обязательно отменит суд. Вскрытое гражданами хищение тоже будет наказано.
Работает и контроль оппозиционных партий, которым просто выгодно поймать правящую партию и ее лидеров на тех или иных злоупотреблении. Например, так было, когдапрезидент Никсон попытался воспрепятствовать расследованию незаконной прослушки в отеле «Уотергейт». Даже республиканцы-сенаторы, ранее готовые голосовать в Сенате США за Никсона, после публикации пленок заявили, что поддержат обвинение. Его импичмент стал делом решенным, пришлось подавать в отставку.
Эффективный способ борьбы со злоупотреблениями и неэффективностью власти – предоставление органам местного самоуправления исключительных прав на принятие решений по своей компетенции. Если губернатор с чем-то не согласен, пусть обращается в суд. Вместо пресловутой российской вертикали формируется целая сеть органов власти, где избранники народа на своем уровне принимают необходимые решения.
Иными словами, в развитых странах всю властную пирамиду делят по горизонтали, подтверждая, между прочим, и подлинный федерализм. Если в США губернатор штата принял решение в рамках своих полномочий, то президент США не вправе их отменить. Если решение губернатора противоречит Конституции США, то президент вправе обратиться в суд. Снять губернатора и назначить нового «исполняющего обязанности», в отличие от российского, он сам не может. Ведь губернатор избран!
То же самое и с законами. Большинство важнейших для жителей законов принято парламентами самих штатов, к федеральному уровню относится лишь ограниченный круг полномочий власти (денежная система, международные отношения и др.). Такого в России сегодня нет. Господствует вездесущая бюрократическая вертикаль и послушный ей взбесившийся принтер – Госдума.
Известно, что одна голова хорошо, а много – лучше. Поэтому в США и во Франции действует законодательство, по которому важные решения чиновники министерств и ведомств не принимают самостоятельно, а предварительно обсуждают их с депутатами и представителями общественности на слушаниях в профильных комитетах парламента. В Швейцарии депутаты кантонов обсуждают проекты законов, выносимых на референдумы. Им помогают юристы и экономисты. Это обсуждение связывает руки продажным чиновникам, которым олигархи могли оплатить выгодные формулировки законопроектов.
Граждане США и Канады имеют право за мизерную плату получить электронные копии любых документы органов власти (кроме относящихся к государственной безопасности) и при обнаружении растрат, незаконных и антиконституционных положений подать на чиновников в суд. Выиграв суд, получить немалую премию. Тем самым реально организуется контроль граждан над бюрократией, которая всегда стремится сделать государство своей собственностью и на этом разбогатеть.
А в России президент стоит над всеми ветвями власти, он – самодержец. К его услугам неконституционный и неподконтрольный парламенту орган – Администрация президента, которая фактически играет роль правительства. Официальное правительство России лишь покорно штампует и иногда детализирует решения, принятые Администрацией президента. Администрация президента формирует список ручных кандидатов в депутаты парламента и использует разные способы подкупа уже действующих депутатов. Она дает отмашку Минюсту на регистрацию новых «полезных» президенту партий. Кроме этого, на выборах введен так называемый муниципальный фильтр, используемый властью для отсева неугодных кандидатов. Большинство россиян вся эта неправовая вакханалия устраивает. Что только доказывает, что менталитет нашего народа все еще сохраняет средневековые черты. Крепостные мы.
Дочь Никиты Хрущева, Рада Аджубей, со знанием дела говорила, что уже через пять лет, проведенных на политическом Олимпе, хозяин страны теряет представление о реальной жизни. Сталин руководил страной три десятилетия, Хрущев — десять лет, Брежнев — восемнадцать. Сколько лет будет властвовать Путин, угрожая человечеству ядерным оружием?
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС