Итоги года. РПЦ без УПЦ, но с трофейным оружием
В церковной жизни за последний год произошли глобальные перемены, но все они связаны в основном с межцерковными отношениями, а если брать ситуацию внутри Русской церкви, то тенденция не изменилась: церковь продолжает интегрироваться в государство и уже слилась с ним почти до неразличимости, тогда как тело собственно церкви неуклонно усыхает.
Не так давно многие были шокированы присутствием патриарха Кирилла на коллегии Министерства обороны, но это что — ритуально посидел и ушел, — в каждодневной жизни происходят процессы куда менее заметные, но по своим последствиям для общества куда более важные. В этом учебном году впервые будет проведена церковная аккредитация педагогов по предмету «Основы православной культуры». Во что это выльется на практике, пока не очень понятно, поскольку аккредитация «общественная». То есть выдали тебе по результатам прохождения епархиальной комиссии корочку «о соответствии», и ты этой корочкой можешь с гордостью размахивать. Для столиц, скорее всего, малосущественная деталь, так, больше для души. А вот в провинции педагог с ксивой от епархиального начальства наверняка будет иметь преимущество перед педагогом, таковой бумажки не имеющим. Вот тогда наше светское образование и затрещит по швам.
Оно уже потрескивает. Количество храмов при вузах — всяких, и государственных, и частных — постепенно растет, в Москве их уже 20. Где-то инициатива исходит от верующих ректоров, где-то вузовское начальство просто боится сопротивляться нажиму патриархии: идти против «линии партии», как известно, опасно, а в том, что такова «линия партии», кажется, уже ни у кого не осталось сомнений. При патриархии создана специальная Комиссии по взаимодействию с вузами и научным сообществом, едва ли не главная задача которой — умножать количество вузовских храмов. Как явствует из отчетного доклада этой комиссии, в большинстве случаев «ректоры оказывают храмам поддержку и периодически посещают богослужения» (вот все-таки пока «периодически», а не как в советские времена партсобрания). Комиссия, в свою очередь, содействует «участию священнослужителей и членов приходов в воспитательной и социальной работе высших учебных заведений». А кто же еще поспособствует привнесению в академическую среду «нравственного компонента»?
Между тем количество православных школ и гимназий в Москве совсем не растет: как было три десятка, так и осталось. В прошлом учебном году они выпустили всего 143 человека, это на 40 человек меньше, чем годом ранее. Не растет и количество сестричеств — как было 11 в 2016 году, так и осталось. Стало меньше церковных детских домов: было шесть два года назад, осталось три. В духовные школы нельзя сказать, чтобы народ валом валил: меньше ста человек хотели поступать прошлым летом (на очное и заочное отделения вместе), да и те не все прошли собеседование.
Приток живой крови в церковь иссякает, от эйфории «религиозного возрождения» не осталось и следа, церкви все труднее жить «из себя», и спайка с государством призвана эту недостачу как-то восполнить. Это хуже, чем если бы Московской патриархией двигали исключительно меркантильные мотивы. Но и они весьма существенны, конечно.
Патриархия усиленно работает над тем, чтобы больничные священники были включены в штат медицинских учреждений, то есть получали зарплату от государства. И не только священники, но и их помощники. Врачей нещадно сокращают — самое время заменить их целителями душ.
В прошедшем году принято немало поправок в законодательство, которые выводят религиозные организации из-под действия ряда законов. Например, всех обязали снести самовольные постройки, а религиозным организациям разрешили оставить не только «самовольные постройки религиозного назначения», но и «самовольные постройки, предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый культовый комплекс». Есть у тебя на территории храма самовольно построенная гаражная мастерская (теперь их немало) — можешь зарабатывать на ней и дальше.
Тем более что религиозные организации освободили от сдачи бухгалтерской отчетности. Только-только приходы стали более-менее массово и регулярно сдавать эту самую отчетность в налоговые органы, как вот уже и не надо. Как в былые табачно-водочные времена, церковь превращается в плацдарм для образования внушительного куска серой экономики. Воскресная школа есть не при каждом храме, а различных кружков становится все больше. Как правило, они бесплатные, но если совсем без бухгалтерской отчетности… К тому же теперь при церквях будут открываться еще и «духовно-спортивные центры». Небезызвестное движение «Сорок сороков», осуществляющее силовую поддержку строительству храмов там, где местные жители активно выступают против, реализует эту программу совместно с Патриаршей комиссией по физкультуре и спорту. Не все же «Ночным волкам» президентские гранты получать…
Патриотическое воспитание, которое и так в последние годы все настойчивее теснит в церковных стенах катехизис, теперь будет поднято на новую высоту: разработана специальная программа по обучению специалистов для военно-патриотических клубов при приходах. То есть в одном приделе будет духовно-спортивный центр, а в другом военно-патриотический клуб — и все вместе они будут ездить на капище в Кубинку, где в парке «Патриот», в чистом поле практически, строится огромный главный храм Вооруженных сил со ступенями из трофейного оружия…
Все эти мелкие радости, однако, не могут перекрыть урон от потери украинской части церкви. Приходы УПЦ МП, пока в основном на западе страны, потихоньку переходят в ПЦУ — сегодня один, через неделю еще два, — но и самый нерезвый темп грозит УПЦ исчезновением. Москва, размахивая кулаками и обсуждая тему украинской автокефалии на Совбезе, только усложняет для УПЦ МП ситуацию — она еще отчетливее ассоциируется с Кремлем.
Русская православная церковь — пока самая большая в мире — может уступить этот гордый титул румынам! Ну, как тут не разозлиться на Константинополь?
Разрыв отношений с Вселенским патриархатом остается, конечно, самым громким церковным событием прошедшего года. Московская патриархия не стала, как намеревалась, дожидаться предоставления Украине томоса, а, так сказать, авансом заявила о прекращении евхаристического общения с Фанаром. Его действия названы «разбойничьими» и «канонически ничтожными», Москва отказалась их признавать, так же как и «сообщество», созданное «на так называемом Объединительном соборе». Тем же церквам, которые признают, пригрозила исключением из канонического поля: признав раскольников, Фанар идентифицировал себя с расколом. Радикалы из рядов православной общественности даже призывали предать анафеме патриарха Варфоломея.
Под самый Новый год РПЦ спешно создала свои экзархаты в Западной Европе с центром в Париже и в Юго-Восточный Азии с центром в Сингапуре. И вообще, как заявил церковный министр иностранных дел митрополит Иларион, собирается открывать приходы по всему миру «без всякой оглядки на Константинополь». Вы так и мы — так, как бы говорит Москва, хозяйничая на канонической территории Константинополя. Однако в предновогоднем письме патриарха Кирилла Варфоломею о создании экзархатов нет ни слова — только уже не раз звучавшие призывы отступиться «от общения с раскольниками».
Фанар, вольно или невольно, подыграл Московской патриархии. Одновременно с обещанием томоса Украине Варфоломей без всяких предупреждений в одночасье распустил Архиепископию русских приходов в Западной Европе, имевшую статус экзархата. Архиепископия, одно из двух церковных образований в мире, базирующихся на демократических, говоря языком светским, принципах Пометного собора 1917-1918 годов (второе — Православная церковь в Америке), распускаться и вливаться в местные епархии Константинополя отказалась. В конце февраля должна состояться Генеральная ассамблея экзархата, на которой священноначалие, клирики и выборные миряне будут решать свою дальнейшую судьбу. Вполне вероятно, что Московская патриархия под это и создала «свой экзархат» — чтобы для желающих воссоединиться с РПЦ была уже готова структура. А то этой Архиепископии, ей только волю дай — опять начнутся разговоры о самоуправляемости, выборных епископах… А так — вот вам глава экзархата епископ Корсунский и Западноевропейский Иоанн (Рощин, а вовсе не Реннето, нынешний руководитель Архиепископии), просим любить и жаловать (епископа тут же возвели в сан митрополита)!
Киев тем временем продолжают пугать «церковной войной», вплоть до кровопролития. Передела собственности действительно вряд ли удастся избежать. Министерство культуры Украины уже начало в храмах УПЦ МП инвентаризацию «историко-культурных ценностей». Париж, как известно, стоит обедни, а чего стоит Киево-Печерская лавра, всем только предстоит узнать… Руководство Украины, впрочем, и новоизбранный глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний обещают, что силового захвата значимых объектов не будет. Однако на роль пороховой бочки годятся и незначимые, тем более что всегда остается опасность провокаций со стороны Москвы. Не идти же на поводу Госдепа, который в этот раз оказался «заказчиком» украинской автокефалии!
Пока же мало кто обращает внимание на злобные инвективы Москвы — мечта миллионов украинцев сбылась: Украина получила поместную церковь. 5 января в патриаршем соборе Святого Георгия в Стамбуле Константинопольский патриарх Варфоломей подписал томос об автокефалии Православной церкви Украины. Отныне ее предстоятель будет именоваться митрополит Киевский и Всея Украины (сейчас этот титул носит глава УПЦ МП митрополит Онуфрий, и вопрос еще предстоит как-то урегулировать). Торжественная передача томоса митрополиту Епифанию состоялась 6 января на Фанаре в присутствии Петра Порошенко и других членов правительства Украины, а сегодня, 7 января, митрополит Епифаний возглавил литургию в киевском соборе Святой Софии уже «в присутствии томоса».
Тревожит другое: сильной стороной украинской религиозной жизни все постсоветские годы была конкуренция между религиозными организациями — три православные церкви, греко-католики, протестанты, общины, созданные национальными меньшинствами. Теперь же в силу заинтересованности власти в успешности проекта «украинская поместная» — не захочешь давать преференции, а дашь. И хотя Порошенко клянется, что в Украине «не будет “государственной церкви”», российский опыт учит с опаской относиться к подчеркнутому вниманию власти к одной из религиозных структур.
Фото: 1, 3. Россия. Новосибирск. 06.01.2019. Верующие во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в Вознесенском кафедральном соборе. Кирилл Кухмарь/ТАСС
2. Россия. Москва. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в храме Христа Спасителя. Сергей Бобылев/ТАСС
4. 05.01.2019. The ceremony of the Tomos of autocephaly for newly elected the head of Ukraine Orthodox Church in Istanbul. MYKOLA LAZARENKO / POOL/ EPA\TASS
5. 06.01.2019. Церемония передачи томоса об автокефалии Украинской православной церкви в Стамбуле. MYKOLA LAZARENKO / POOL/ EPA\TASS