Политику нашего правящего класса по отношению к простым гражданам лучше всего характеризует такой показатель, как доля заработной платы в производимом товаре: в Японии — это 72%; в США — 70%; в Европе — 68%; в России — лишь 35%[1]. Даже вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая перед работниками Воронежского механического завода (производит двигатели для ракеты «Протон-М»), вынужден был признать: «Если эти люди получают 12-15 тысяч рублей в месяц, ждите беды. Диверсанты — те, кто не платит этим рабочим»[2].
В России наблюдается поразительное имущественное неравенство: с одной стороны олигархи-нувориши, а с другой — масса бедного населения. Число россиян с доходом ниже прожиточного минимума в I квартале 2019 года достигло 20,9 млн человек. Эти людиживут ниже официальной (притом заниженной!) черты бедности, хотя большинство из них имеет работу. Совсем не случайно еще в 2017 г. правительство обсуждало возможность введения в России продуктовых карточекдля малоимущих…
Но уровень доходов населения страны, сказочно богатой природными ресурсами, зависит от качества государственного управления. Его характеризует мнение проф. А.В. Лукина: основная угроза для России в том, что «несмотря на множество правильных слов, российские лидеры не в состоянии провести необходимые стране реформы, неизбежно направленные против интересов правящего класса». И эти угрозы «трудно списать на козни Пекина или Вашингтона»[3].
В своей последней книге (2016 г.) известный государственный деятель Евгений Примаков констатировал: «Для нынешней России главными угрозами стали не внешние, а внутренние». При этом из внутренних угроз бывший премьер-министр «выделяет коррупцию, проникшую во все поры нашей жизни… Практически ни одной сделки по государственной линии на всех уровнях в России нельзя осуществить без ''откатов'' чиновникам. Ржавчина коррупции разъедает государство. В такой ситуации отсутствует доверие к государственным структурам со стороны большинства населения». И добавил: «Судебные дела по коррупции доводятся лишь до определенного уровня — отсекаются те коррупционные связи, которые идут выше»[4].
Сравним Россию с Китаем
В Китае, начиная с 1978 г., проводятся комплексные реформы, включая возврат к частной собственности и восстановление рыночных отношений. Уже к концу ХХ в. реформы дали убедительный результат, направив страну по траектории восходящего развития. В Китае за годы реформ примерно в 10 раз выросли доходы граждан и в 15 раз уменьшилось число людей, находящихся за чертой бедности. Средняя зарплата в Китае выросла с 2006 г. более чем в 9 раз — до 710 долларов. Для сравнения: по официальным данным от ФСГС, средний доход населения Российской Федерации в 2018 году составил 32 635 рублей в месяц (около 520 $), среднемесячная зарплата — 43 400 рублей (690 $), средняя пенсия — 13 360 рублей (210 $). Учтем, что при расчете средних зарплат суммируются миллионные зарплаты директоров наших госкомпаний и ректоров некоторых вузов.
Экономический рост в Китае стал одним из самых высоких в мире, порядка 9-10% в год. Менее чем за два десятилетия реальное производство и реальные доходы увеличились в четыре раза. Расширение экономики Китая сопровождалось быстрым ростом международной торговли. Экспорт китайских товаров увеличился с 5 млрд долларов США в 1978 г. до более чем 4,5 трлн долл. США в 2018 г.Внешнеторговый оборот вырос более чем в 100 раз. В Китае за первые 30 лет реформ ВВП увеличился в 15 раз, а промышленное производство — более чем в 20 раз. За последние 20 лет Китай повысил производительность труда более чем в 6 раз, тогда как в России она выросла лишь на 26%. По этому показателю Россия в несколько раз отстает от развитых стран. Откуда же взяться росту доходов нашего населения?
Причин столь низкой производительности труда в России несколько. Главная — изношенность основных фондов. Необходимо техническое перевооружение экономики страны, чему в немалой степени препятствует многомиллиардный вывоз капитала из России. Большую роль играет и отсталая инфраструктура страны, отсутствие дорог. Китай сравнительно легко перенес кризис 2008 года. В 2009 г. рост ВВП составил 9,2%, а в 2010 г. —10,3%, а объем ВВП достиг 6,27 трлн долларов. В момент распада СССР ВВП России, его главной республики, был в 3 раза больше китайского! А теперь ВВП Китая в 6 раз больше российского! Там за время жизни одного поколения произошел почти десятикратный рост производства и потребления[5].
Один из факторов, обеспечивших столь убедительный прогресс Китая, — жесткое противодействие коррупции. Еще в 2008 г. китайская газета «Великая эпоха» писала: «Сегодня ни для кого не секрет, что коррумпированность китайских чиновников набирает обороты с катастрофической скоростью… За последние 10 лет более 10 тыс. коррумпированных чиновников с большими суммами денег эмигрировали в Америку и Европу»[6].
Но уже за 2014-2016 гг. в рамках кампании «Небесная сеть» Китай вернул 2566 казнокрадов, скрывавшихся в более чем 90 странах мира. Были возвращены и вывезенные ими капиталы — 8,6 млрд юаней (1,25 млрд долл.). При этом заметно сократилось число чиновников, которые пытаются сбежать вместе с капиталом за границу. По китайским законам за нелегальный «доход» свыше 100 тыс. юаней (чуть более 800 тыс. руб.) чиновнику грозит минимум 10 лет заключения. Более того, к тюрьме ведут подарки дороже 200 юаней (1624 руб.). В 2016 г. в КНР установили размер взятки, который наказывается смертной казнью, — от 460 тыс. долларов. «С 2000 г. в Китае за коррупцию расстреляны около 10 тыс. чиновников; еще 120 тыс. получили от 10 до 20 лет заключения.
Согласно китайской статистике, с 2012 г. за взятки было наказано более 1 млн чиновников. Результат: масштабы коррупции в Китае снижаются. Китайским чиновникам запрещено возводить роскошные дачи, приобретать дорогие квартиры, даже строить новые здания обкомов и горкомов партии[7].
Кроме того, Китай ведет переговоры с зарубежными партнерами, объясняя: недальновидно принимать нелегальный капитал, когда Пекин официально может инвестировать значительные средства. И потому проще отдать 2-3 коррупционера, чем ссориться с Китаем. В Китае борьба с коррупцией направлена на то, чтобы не позволить финансово-промышленным кланам, раздавая взятки, влиять на экономику. При руководстве КНР нет каких-либо прикормленных кланов. Более того, у руководства Китая не нашли ни зарубежных счетов, ни детей, обучающихся за рубежом. Верхушка страны — не коррупционна, а потому и не боится бороться с коррупцией[8].
Если сравнивать реалии Китая с российской практикой, то видно разительное отличие. По заявлению первого заместителя генпрокурора России А. Буксмана, среднегодовой объем коррупции в России оценивается примерно в 240 млрд долл. в год, что сопоставимо с федеральным бюджетом[9]. Позднее эту же оценку подтвердил Совет Федерации[10].
Безответственность нашей «элиты»
Крах коммунистического режима и последовавший за этим распад СССР стали следствием социально-экономической стагнации, неспособности обеспечить национальное развитие, утраты привлекательности и конкурентоспособности коммунистического общественно-исторического проекта. Весомым фактором стало глубочайшее отчуждение от власти многомиллионного населения страны. Попытки главы советского правительства Н.И. Косыгина осуществить реформы путем создания смешанной экономики при сохранении руководящей роли КПСС номенклатурными чиновниками были провалены. В 1971 г. Косыгин признал: «Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые вообще их не хотят»[11]. Советское руководство игнорировало нарастающее отставание СССР, несмотря на предостережения двух групп советских ученых: во главе с академиком В.А. Кириллиным (1979) и во главе с академиком В.А. Геловани (1985). Группа Геловани к тому же указала: при дальнейшем движении СССР по инерционной траектории на рубеже 1990-х гг. высока вероятность коллапса экономики.
Не поддается воображению: СССР, вторая сверхдержава мира, рухнул в условиях мирного времени, в отсутствие критически значимых внешних угроз, защищенный мощным ракетно-ядерным потенциалом и обладая всей полнотой государственного суверенитета. По данным академика А.Г. Арбатова, в последние годы своего существования Советский Союз содержал «четырехмиллионную армию, арсенал в 30 с лишним тысяч единиц ядерного оружия, более 2 тыс. стратегических ракет, 60 тыс. танков и почти 200 атомных подводных лодок, что было больше, чем у всего остального мира вместе взятого»[12].
***
В началеXXIв. Россия столкнулась с очередным историческим вызовом. В результате накопления масштабных внутренних проблем в обществе возник острейший кризис, последовательно прошедший фазы: экономическую, управленческую, социальную, политическую, идеологическую и мировоззренческую. Нынешнее состояние России — массовое неблагополучие, огромные военные расходы, запредельная численность привилегированных силовиков и многое другое — не соответствует ее интеллектуальному и ресурсному потенциалу, темпу развития конкурирующих государств, надеждам и ожиданиям народа России.
Унизительное положение России в начале XXI в. в решающей степени обусловлено низким качеством стратегического государственного управления,что, свою очередь, определяется низким уровнем образования правящего класса, его аморальностью, отсутствием ответственности за историческую судьбу России. Ограниченность и нравственная ущербность нашей «элиты» в сочетании с равнодушием большинства россиян к происходящему в стране провоцируют вырождение общества и распад государства. Однако другой «элиты» Россия, ее университеты воспитать не сумели ни в советскую, ни в постсоветскую эпоху.
Отсюда одна из наиболее актуальных задач отечественной высшей школы — воспитание национально-ответственной интеллигенции, подлинно образованного сообщества, носителя национального интеллекта. Об этом, еще в самом начале ХХ в. писал один из авторов «Вех» А.С. Изгоев: «Если не удастся создать такую интеллигенцию сознательными усилиями, она народится в череде катастроф, если только за это время не расчленится и не распадется само государство[13]». ХХ в. дважды подтвердил правоту Изгоева. Система образования обязана воспитывать Граждан, а не подданных.
Адекватным ответом на нынешний исторический вызов должна стать инновационно-демократическая модернизация России, включая не только индустриальное обновление на новейшей технико-технологической базе, но и совершенствование социально-властных отношений на конкурентной основе и в рамках политико-правового процесса.
[1] Прожиточный минимум. URL: http://aif.ru (дата обращения 02.02.2017).
[2] Цит. по: Иноземцев В.Л. Зарплаты для энтузиастов // Аргументы и факты, 8.02.2017.
[3] Лукин А.В. «Китайская угроза» и дуализм сознания // Политические исследования, 2011, № 6. С.185-186.
[4] Примаков Е.М. Мысли вслух. М., Центрполиграф, 2016. С.182-185.
[5] Колодко Г. (профессор Университета Козьминского в Варшаве). 25 лет, а рынка все нет // Аргументы и факты. 30.03.2016.
[6] Китайские чиновники бегут за границу, прихватив с собой огромные суммы // Великая эпоха, 14.11.2008.
[7] Барова Е. Китай вернул на родину 2,5 тыс. казнокрадов // Аргументы и факты, 5.04.2017.
[8] Маслов А. Как в Китае борются с коррупцией? // Аргументы и факты, 12.04.2017.
[9] Шаров А. Ни дать, ни взять //Труд, 7.11.2006.
[10] Доклад Совета Федерации ФС РФ (2008 г.) О состоянии законодательства в Российской Федерации. Законодательное обеспечение внутренней и внешней политики. Под ред. С.М.Миронова и Г.Э. Бурбулиса. М.: Вече. 2007. С.295.
[11] Цит. по: Андриянов В.И. Косыгин. Молодая гвардия. 2003. С.220.
[12] Арбатов А.Г. Москва-Мюнхен: новые контуры российской внутренней и внешней политики. Рабочие материалы. Московский центр Карнеги. № 3, 2007. С.11.
[13] Изгоев А.С. Интеллигенция и «Вехи» // Русское общество и революция. М., 1910. С.10-11.
Фото: 1. Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС
2.12.07.2019. Китайский банк China Construction Bank в Пекине, где обслуживанием клиентов занимаются только роботы. Zuma\TASS