Что делать?
21 ноября 2024 г.
Как учат уму-разуму малых в Эстонии
2 СЕНТЯБРЯ 2021, ВИКТОР МИХАЙЛОВ

В Эстонии создана достаточно продуманная система дошкольного образования. В настоящее в стране есть сады с преподаванием на эстонском языке, на русском и смешанные, то есть предоставляющие двуязычную систему образования и обучения. Так, в столице страны Таллинне существует около 130 детских садов, примерно 80 из них предлагают обучение детей на эстонском языке, примерно 30 – на русском, около 20 садов смешанные. Всего в Эстонии действуют 106 детских садов с обучением на русском языке, их посещают более 11 тысяч детей. Примерно 93% садиков – муниципальные, остальные – частные. При этом количество частных детских садов сокращается, что связано с изменением демографической ситуации и появлением достаточного количества муниципальных детских садов. Сегодня при желании родители без проблем получают место.

Хотя посещение детского сада не является обязательным, 97% семей отдают туда своих детей. Это связано с тем, что мамы торопятся выйти на работу. Все современные дошкольные учреждения можно разделить на несколько категорий: ясли – для детей в возрасте 1,5-3 лет; основной детский сад – от 3 до 6-7 лет и садик-начальное образование – это особая объединенная грамотная система образования детей.

В детских садах Эстонии занимаются по нескольким программам, популярным во всем мире – Монтессори, Вальдорфская педагогика, Reggio Emilia, а также методика языкового погружения, что особенно актуально для русскоязычных детей. По окончании детского сада ребенок получает карту готовности к школе, в которой описаны результаты его развития в целом ряде компетенций: «я и среда», «язык и речь», эстонский как второй язык, математика, искусство, музыка и движение.

Для лучшей подготовки ребенка в саду регулярно проводятся так называемые «развивающие беседы». Эта форма взаимодействия с детьми, родителями и учителями в Эстонии существует уже порядка 20 лет и закреплена на законодательном уровне. В России такие беседы только-только становятся формой работы в садах и школах. «Карта готовности к школе» во многом становится результатом таких бесед.

«Карта готовности к школе» – подробный документ на 5 листах. Ее подписывают учителя, директор и родители. Затем вместе со всеми документами родители относят ее в школу. Через полгода администрация детского сада посылает в школы запрос, как их выпускники усваивают школьную программу и насколько объективна была заполнена «Карта готовности к школе». Учителя присылают отчет о подготовленности каждого ребенка к школе. В конце первого полугодия проводится «круглый стол», на который приглашаются все учителя начальных классов, где обучаются выпускники, и педагоги детского сада. Во время обсуждения выделяют сильные и слабые стороны в подготовке будущих первоклассников, определяются пути решения выявленных проблем.

Вслед за Финляндией и Швецией Эстония активно перенимает практику развития исследовательских навыков, предприимчивости, а также приветствует занятия на открытом воздухе вне зависимости от погоды.



В 2008 году в Эстонии была принята новая «рамочная программа». В ней прописано только то, что должен знать и уметь ребенок на выходе из детского сада. Каждое дошкольное учреждение создает свою программу, которая утверждается на педагогическом совете детского сада. В эстонских детских садах нет должности воспитателя и его помощника,  а есть учитель и помощник учителя. Есть педагоги-специалисты: музыкальный руководитель, хореограф, тренер по плаванию, инструктор по физическому воспитанию, преподаватель изобразительной деятельности.

Цель дошкольного образования – раскрыть в ребенке индивидуальные особенности, обучать его через игру. Современные грамотно продуманные учебные программы предлагают различные варианты обучения. Они соответствуют всем требованиям и условиям, установленным государством. В современных дошкольных учреждениях дети получают образование по таким основным предметам, как язык, который может быть русским, эстонским и английским; музыка; легкие уроки математики; элементарное физическое развитие детей; основы искусства.

Даже в государственных детских садах родители вносят ежемесячную плату, хоть и совсем небольшую: общая ставка составляет 61 евро, в садах с бассейном – 67 евро. Стоимость питания в яслях составляет 1,80 евро, в старших группах – 2 евро в день, именно в этом объеме муниципалитет оплачивает питание каждого ребенка, посещающего детсад. Если же в детском саду питание стоит больше этой суммы, то разницу доплачивают родители.

Стоимость посещения частных детсадов начинается от 400 евро в месяц, причем платить приходится буквально за все, в частности, за опоздание прихода за ребенком. Однако если пришлось отдать ребенка в частный детский сад исключительно из-за того, что в желаемых государственных детсадах в течение долгого времени не было мест, то муниципалитет будет компенсировать родителям часть платы. К примеру, в Таллинне сумма данной компенсации составляет около 160 евро в месяц.

В Эстонии средняя заработная плата учителя (как в садике, так и в школе) не может быть ниже 978 евро, учителям, которые преподают язык, предусмотрены доплаты в 10-20% из госбюджета.

Учебные программы варьируются по разным методам обучения, которые соответствуют всем государственным стандартам. Основное обучение проходит в рамках следующих дисциплин: естествознание, языкознание (почти в каждом детском саду преподаются основы эстонского, русского и английского языков), математика, музыка, искусство, физическое развитие (элементы акробатики, гимнастики, хореографии, кроме того, в большинстве детсадов есть бассейны). Детсады с двуязычной системой позволяют ребенку постепенно погружаться в местную языковую среду. В подобных садиках дети учатся в смешанных языковых группах, обучение проходит на двух языках. В последнее время такие сады считают наиболее подходящими для детей из недавно переехавших в Эстонию семей. Также в столице действуют дошкольные учреждения, обучение в которых ведется на английском языке.

Как правило, родители выбирают детский сад в первую очередь из-за близкого расположения к дому. Семьи, проживающие в том или ином районе, получают преимущества в устройстве ребенка в детсад в данном районе города. Но в целом родители имеют право устроить ребенка в детский сад любого района при условии наличия свободных мест.

Абсолютно все дети, проживающие в Эстонии и зарегистрированные в регистре народонаселения, до достижения 19-летнего возраста получают полную медицинскую страховку, включая стоматологию, причем не имеет значения, работают их родители или нет.

В детских садах нет медперсонала, всеми навыками оказания первой помощи владеют воспитатели, а в остальных случаях рекомендуется вызывать скорую помощь, которая приезжает в течение 5-10 минут. В каждой группе есть аптечка. Два раза в год приглашаются зубные врачи.

Большое внимание уделяется предупреждению травли. В эстонских детских садах и школах распространена датская программа «Освободимся от травли!», суть которой в том, чтобы научить детей эмпатии и дружбе.

В Эстонии ответственно отнеслись к внедрению инноваций в образование. Например, детские сады Tallinna Liikuri Lasteaed и «Теремок» в Кохтла-Ярве имеют в своем распоряжении роботов, заниматься с которыми начинают дети с ясельного возраста. И это не отдельное занятие, а полноценная интеграция в игровой и учебный процессы. С помощью роботов дети учат цифры, географию родной страны, основы программирования, тренируются работать в команде, реализуют различные проекты.

В саду «Теремок» существуют группы для детей с ОВЗ по зрению, но благодаря специальным методикам такие дети работают по всем этим проектам наравне с остальными.

Садики, придерживающиеся принципов педагогики Реджио Эмилии, в основу своей деятельности ставят поддержку креативности и любознательности каждого ребенка и развитие всестороннего человека, который заботится о себе, других и окружающей среде и готов брать на себя ответственность за свои поступки. Весь процесс игр и обучения документируется и фотографируется учителем. Через картинки, поделки, фото и записи вместе с учителем ребенок показывает то, что ему действительно интересно. Позже все это показывается родителям, и они вместе с детьми анализируют полученные результаты занятий. В таких садах очень развито взаимодействие с родителями. Они активные участники жизни садика, вплоть до того, что родитель может вместе с ребенком позаниматься в группе всем тем, чем занимаются дети на занятиях.

В Эстонии можно найти детские сады с самыми различными программами обучения: хореография, танцы, шахматы, занятия на катке, гимнастика, дзюдо, рисование и многое другое. Есть детский сад, в котором у малышей в возрасте от 5 лет есть возможность начать обучение по кембриджской программе. Есть сады, в которых предусмотрено посещение театров, библиотек и выставок. Педагогика по системе Монтессори предполагает воспитание самостоятельности, понимания свободы в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребенка. В таких садиках бывает отдельная группа «Малыш вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3 лет. Монтессори-среда делится на несколько зон: зону установления причинно-следственных связей, зону развития мелкой моторики, зону развития речи, зону сенсорного развития, зону крупной моторики, зону работы с водой и зону творчества.

В некоторых детских садах особое внимание уделяется детскому здоровью: дети получают кислородный коктейль, дополнительные фрукты и овощи на «витаминной минутке» и многое другое.

Оптимальный вариант детского сада – тот, который расположен максимально близко к месту проживания, в этом случае это удобно и родителям, и ребенку. При этом всегда есть право выбрать дошкольное учреждение в любом городском районе в соответствии с предпочтениями родителей. Чтобы определиться с выбором оптимального детского сада, родителям предоставляется возможность посетить каждое учреждение с экскурсией, где можно получить исчерпывающую информацию по всем интересующим вопросам.

На востоке Эстонии, например, в Нарве, где свыше 90% населения – русскоязычные, остро стоит вопрос обучения эстонскому языку – без знания государственного языка очень сложно учиться и работать, особенно, если претендуешь на значимые должности и серьезную карьеру в стране. В подобных современных учреждениях дети учатся в смешанных языковых группах. Образование дается строго на двух языках – эстонском и русском. Например, в нарвском детском саду «Päikene» («Солнышко») есть два вида групп: группы частичного погружения в эстонский язык и группы полного погружения. В группах частичного погружения один из учителей общается с детьми на русском языке, другой – на эстонском языке. В группах полного погружения общение ведется только на эстонском языке. Интересный факт: все работники, кроме директора и еще одного специалиста, русские (в Нарве проживает менее 4% эстонцев).

Многие учителя в этом детском саду имеют не одно высшее образование. Некоторые из них окончили курсы повышения квалификации с правом преподавания эстонского языка в дошкольных учреждениях. Все больше родителей хотят записать своего ребенка именно в группу с полным погружением в язык, сейчас такие группы открываются для детей 3-4 лет.

В коллективе регулярно проводится внутреннее оценивание работы детского сада, и на основании этого разрабатывается план развития ДОУ. Учителя составляют карты самоанализа, которые выявляют промахи и дают понимание, где и что стоит «подтянуть» в работе. Они регулярно оценивают работу друг друга, выставляя оценки и обсуждая результаты на общих собраниях.

Каждое дошкольное учреждение в Эстонии раз в три года сдает в Министерство образования отчет об образовательной деятельности. В нем указывается качество реализации поставленных задач и наличие прогресса в развитии учреждения. Обязательно оценивается профессиональный уровень педагогического коллектива. Ежегодно все педагоги сдают экзамен на владение эстонским языком (разговорный язык, чтение, диктант), и по результатам данного испытания каждому присваивается квалификация, в соответствии с которой начисляется заработная плата.

В начале года каждый учитель пишет план самообразования, выбирает конкретную тему исходя из плана учреждения на год, оформляет свое портфолио. В конце года заполняет лист самоанализа, проходит индивидуальную «беседу развития» с директором и выступает перед коллегами с готовым проектом по своей теме. Все учителя, а также специалисты, помощник учителя, родители дают оценку работы данного педагога, так называемое «внутреннее оценивание». Хорошо налажена система поощрения лучших учителей. Педагог, который набрал большее количество баллов, может быть награжден поездкой за границу на учебу (3% от бюджета выделяет государство на повышение квалификации педагогов), премией, а также может быть выдвинут администрацией сада на звание «Учитель года». Работа учителя в Эстонии достаточно престижна.

Фото: Facebook/Tallinna Liikuri Lasteaed












  • Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...

  • Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.

  • Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
К чему ведет вера в вождя?
6 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вождизм, авторитаризм, абсолютизм власти – все эти термины, по сути, описывают одни и те же отношения в обществе: веру большинства народа верховному правителю и послушный театр марионеток в его окружении. Как бы ни назывались филиалы этого театра – Государственная дума, Сенат или Совет безопасности. В современном мире много стран с авторитарными режимами власти. Наиболее развиты они на Востоке, в образе «восточного деспотизма». Исторически сложилось так, что и народ России тоже привык подчиняться правителю, обладающему абсолютной властью. В таких странах, как Россия, Северная Корея, Китай, Туркмения, Куба, авторитарная власть определяет все сферы общественной жизни.
Прямая речь
6 МАРТА 2022
Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...
В СМИ
6 МАРТА 2022
Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.
В блогах
6 МАРТА 2022
Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
Московия 3.0. Есть ли шансы выскочить из исторической колеи?
26 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Модернизация в разных проявлениях. В XX веке в счастливую пору послевоенного расцвета и краха колониальных империй родилась теория модернизации. Она видела страны-образцы, среди которых безусловным лидером были процветающие США, и страны, которым надо постараться быть на них похожими. Для этого нужно было быть рыночными, а главное – демократическими. Модернизация виделась: с одной стороны, как продвижение к зрелому рыночному хозяйству и демократическому устройству, под которым понималось представительное (выборное) правление, разделение властей, верховенство права, права и свободы человека; с другой стороны...
Сказка об инопланетянах
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Давайте посмотрим правде в глаза. Человечество стоит на грани вымирания. Путинская политика балансирования на грани войны с Украиной, стягивание вооруженных формирований к границе, готовность российских солдат и офицеров выполнить приказ главнокомандующего, каким бы чудовищным он ни был, говорят именно об этом. Как и результаты социологических опросов, свидетельствующие об одобрении немалой частью россиян возможных военных действий против соседей. Все это – признак крайне опасной ситуации. Ядерная война возможна, а чем она закончится, не знает никто.
Куда ведет средневековое сознание
14 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Войны за территории – это реалии всей истории человечества. Люди убивали соседей, говорящих на другом языке, чтобы захватить их земли. Всегда находились добровольцы, причем с обеих сторон. Нередко это объясняют идеологическими причинами. Мол, люди были готовы умирать за идеи, например, за идею фашизма или коммунизма. Но если смотреть на вещи объективно, то приходится признать, что идеология занимает в этом мало места. Главное – желание захватить территорию для расселения. Это черта внутривидового естественного отбора – по Дарвину. Вспомним, что Гитлер обещал немцам украинские черноземы, если Германия завоюет земли СССР. И этот крючок срабатывал.
Местное самоуправление – школа демократии. Опыт Финляндии
4 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Тротуары в Петербурге завалены снегом и льдом. Колея на проезжей часть улиц, сугробы на тротуарах. Старики не могут дойти до магазинов, не рискуя сломать ноги, очереди покалеченных в травмпунктах. Почему так? Городские власти в очередной раз демонстрируют свою неспособность справиться с таким неожиданным стихийным бедствием, как зима. А «свои» частные компании только осваивают деньги налогоплательщиков. Таковы реалии городского управления в России 2022 года. Если сравнить ситуацию с уборкой улиц в Петербурге и Хельсинки — это небо и земля. Потому что в России местное самоуправление — фикция. А ведь местное самоуправления не просто дает гражданам возможность влиять на условия жизни, оно служит школой демократии. Финны в этом подают нам пример.
Азиатский способ производства. Уроки для России
26 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Нельзя построить отношения собственников на конкурентном рынке без правил, обязательных для всех. То есть в Европе закон — и в сознании людей, и на практике — важнее указаний чиновника. А при азиатском способе указания чиновника всегда важнее закона, «закон что дышло, как повернул, так и вышло».
Как изменить мотивацию у чиновников
17 ЯНВАРЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
События в Казахстане продемонстрировали, кто служит фундаментом власти. Силовики! Возможность творить насилие над своими гражданами – условие устойчивости авторитарного режима. Нет этой возможности – зови иностранные войска, авось помогут. Но, согласитесь, имея даже послушную полицию и армию, невозможно управлять хозяйством. Нужна бюрократия! Бюрократия, административный аппарат – неотъемлемый институт современного общества. При этом бюрократическая вертикаль – стержень и авторитарного режима власти, важная составляющая олигархического «капитализма для своих».