По результатам международного теста для школьников PISA (Programme for International Student Assessment) за 2018 год, который проводится раз в три года под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития, Эстония заняла среди 79 стран 4 место по естественно-научной грамотности, 5 – по читательской и 8 – по математической. Выше нее нет ни одной европейской страны – только Китай, Сингапур, Макао, Гонконг, Тайвань и Япония. Россия заняла 33, 31 и 30 места, соответственно. Показатель неуспеваемости у эстонских школьников, определенный тем же тестированием, самый низкий в Европе. Только 10% из них показали неудовлетворительные результаты по математике и чтению, и менее 5% – по естественно-научным дисциплинам. Кроме того, треть школьников из семей с самым низким достатком показали самые высокие результаты, что свидетельствует о равном доступе к образованию семей с разными доходами. В отличие от некоторых стран Восточной Европы, Эстония сумела сохранить советский всеобщий равный доступ к образованию.
Конечно, рейтинг PISA – не единственный. Однако он в наибольшей степени показывает, насколько школьное образование в той или иной стране соответствует общемировой тенденции: нацеленность на решение реальных проблем, а не абстрактных задач. Этим тест PISA отличается от более «классических», «академических» рейтингов, например, PIRLS и TIMSS, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA, в которых Россия показывает гораздо лучшие результаты. Успешное выполнение заданий PISA требует, как правило, креативности, умения применять свои знания на практике, комплексного подхода к решению проблемы, а не только хорошего знания стандартных формул и правил.
Как все это удалось достичь маленькой Эстонии? По мнению многих аналитиков, основными факторами эффективной образовательной политики Эстонии являются децентрализация, постоянный контроль знаний учащихся и, как говорилось выше, ориентация образования на решение реальных проблем.
Эстония стала первой постсоветской страной, начавшей процесс децентрализации образования еще в 1993 году. За основу была принята финская модель образовательной политики. Школам была предоставлена широкая финансовая, организационная и административная автономия. Ответственность за обеспечение услуг среднего образования в Эстонии была переложена на муниципалитеты и школы. Правительство страны и Министерство образования и научных исследований отвечают за государственную образовательную политику и общую стратегию развития системы образования. Министерство проектирует национальную учебную программу, определяет условия и принципы финансирования, устанавливает требования к уровню профессиональной компетентности педагогических кадров, определяет минимальную зарплату учителей и ведет надзор за реестром заведений в школьной сети.
Директора эстонских школ имеют высокий уровень полномочий по принятию кадровых решений и планированию бюджета школы. Директор эстонской школы ответствен за назначение и увольнение преподавателей и другого персонала, определение их обязанностей, условий обслуживания и заработной платы. Сейчас Эстония имеет один из самых высоких уровней децентрализации финансирования школьного образования в сравнении с другими странами ОЭСР.
Вместе с тем переход к расширенной школьной автономии сопровождался усилением контроля. На национальном уровне школы контролируются регулярными инспекциями и дополнительными мерами подотчетности, за внедрение которых ответственны Министерство образования и научных исследований и департаменты образования муниципалитетов.
Разработка политики в сфере образования прозрачна, публична и обычно сопровождается консультациями с заинтересованными сторонами. Разработанные министерством материалы рассматриваются целым рядом объединений, среди которых Ассоциации муниципалитетов, городов, директоров школ, преподавателей, родителей, частных школ, представители бизнеса и многие другие. В процессе совместного обсуждения вносятся замечания и коррективы, которые учитываются при принятии нормативного акта. В информационной системе министерства, составленной по результатам проверок, собираются все данные о результатах работы как муниципалитетов, так и отдельных школ (включая оценки учеников, общий уровень успеваемости в каждом классе и т.д.). К процессу сбора информации привлекаются также сторонние независимые организации.
Среднее образование в Эстонии бесплатное, с учеников не собирают деньги за учебники, школьные обеды или транспортировку. В муниципальных школах обучаются более 95% всех детей школьного возраста. Наибольшая доля расходов муниципалитетов, в среднем от 35 до 38%, приходится на услуги образования. Более половины средств приходит в виде целевых грантов от правительства. Гранты покрывают расходы на заработную плату педагогического персонала, школьные обеды и учебники.
Муниципалитеты весной предоставляют директорам школ бюджетные планы на следующий финансовый год. Прежде чем получить окончательное одобрение органов местного самоуправления, бюджеты муниципальных школ просматривают избираемые попечительские советы, состоящие из родителей, учителей, учеников и внешних образовательных экспертов. Решения по оплате труда директор выносит на обсуждение с союзом учителей и попечительским советом, и только потом их передают для официального утверждения. Законность действий директора школы по использованию бюджетных средств в рамках учебного заведения регулируется законодательством и уставом школы.
Таким образом, школы, действуя в рамках определенной правительством образовательной политики, самостоятельно планируют свою работу, исходя из своих возможностей и потребностей. Попечительские советы оценивают и контролируют деятельность директора и преподавателей, высказывают свое мнение о качестве образования и коллегиально внедряют предложения по его совершенствованию.
Государство организует тесты и экзамены после каждой ступени образования. Например, после 3-го класса проводится национальный тест. За него не ставят оценки, это обратная связь для учителя и учеников, чтобы понять, получили они нужные знания или нет. В школе обычно не ставят оценки до 4 класса – учитель может лишь устно описать достижения ученика.
Директор школы и учитель в Эстонии имеет достаточно большую свободу действий. Эстонские учителя могут уделять внимание тому, что считают нужным, потому что строгой программы в эстонских школах нет. Государство устанавливает «компетенции», которые дети должны получить в школе, дальше – почти полная свобода. Каждый знает, какие цели надо достигнуть, но как именно это сделать – дело каждого конкретного учителя. Например, важно, чтобы по математике ребенок после третьего класса знал определенные вещи. А вот что именно школьник для этого будет делать с 1 по 3-й класс – решает учитель.
Подготовка к школе начинается ещё в садике, к ней относятся очень серьёзно. По окончании детского сада ребенок получает карту готовности к школе, в которой описаны результаты его развития в целом ряде компетенций. В результате такой подготовки к первому классу дети умеют читать, могут пересказать прочитанное, написать простой диктант, складывают и вычитают в пределах 10, имеют представление о том, где они живут, о разных явлениях природы и т.д. Сама форма школьного обучения – урок и то, как на нём нужно себя вести, – тоже им знакома, и они понимают, чего ожидать в первом классе.
Учительская зарплата в Эстонии – национальный приоритет, она должна быть такой же, как средняя зарплата в стране у человека с высшим образованием. Любое правительство, какие партии в него бы ни входили, старается поддерживать такой уровень зарплат.
Значительно обновлена школьная инфраструктура – для этого с конца 90-х годов привлекались иностранные инвестиции – фонд FARA, норвежские и шведские фонды. Когда Эстония стала членом ЕС, стали доступны фонды ЕС. По оценкам, в школьную инфраструктуру за последние 18 лет было инвестировано около 500 миллионов евро.
Ориентация образования на решение конкретных задач придает учебе в эстонской школе свою специфику. Здесь очень любят смешивать несколько предметов в один урок, что дает школьникам возможность понять, как использовать знания для решения реальных проблем реальной жизни.
Например, учителя труда, программирования и изобразительного искусства проводят общий урок, где детям надо создать разноцветную гирлянду: написать для нее программу, загрузить ее на микроконтроллер, а потом подсоединить к нему провода с лампочками.
Также учителя могут, например, провести урок физики на английском или совместить с математикой в виртуальной среде. Считается, что именно такие задания подходят для современных детей, которые «больше не хотят бессмысленно учить формулы, потому что их и так можно посмотреть в интернете».
Еще один принцип, который Эстония позаимствовала у Финляндии – это равенство. В Финляндии есть установка учить каждого, она существует в лютеранских странах еще со времен шведской империи, когда открывались первые общественные школы. Если учитель уделяет внимание всем детям, а не только «олимпиадникам», то есть шанс поднять общий уровень класса или школы. К тем, кто послабее, существует индивидуальный подход. Если ребенок не успевает освоить материал вместе со всем классом, помощник учителя занимается с ним отдельно или в маленькой группе.
Эстонские дети привыкают к компьютерам с первого класса. В первом классе дети программируют робота-пчелку, в восьмом работают с микроконтроллерами, а в десятом пишут программы для видеоигр. Как минимум один урок в неделю по каждому предмету проходит в виртуальной среде.
Технику обеспечивает либо государство, либо самоуправление. По данным Министерства образования, на каждые семь учеников – как минимум один ноутбук. И это касается всех школ в стране, а не только столичных. В эстонском обществе без цифровых навыков не выжить, 98% услуг госучреждений предоставляются в цифровом формате"
Школьное образование включено в программу «Электронная Эстония» (e-Estonia): компьютеры учителей, школьной администрации, родителей и самих школьников подключены к системе e-Kool, которая позволяет отслеживать домашние задания и оценки, предупреждает о предстоящих контрольных и важных школьных событиях. Родители могут направить через эту систему справку о болезни ребёнка, отслеживать личные достижения школьника и уровень его знаний и подготовки в сравнении с другими учениками (их данные выводятся анонимно) и средними показателями класса.
Параллельно государство вкладывает в обучение учителей – по 4,3 миллиона евро в год. 54% учителей в стране – старше 50. Компьютерами владеют не все.
Конечно, в эстонской школе существуют определенные проблемы и трудности. Например, эстонские дети достаточно продвинуты в техническом плане, но у них нет социальных навыков, чтобы справиться с угрозами в интернете. За безопасностью детей в интернете следят специальные полицейские – веб-констебли, которые отвечают на вопросы школьников прямо в соцсетях, а иногда приходят на уроки и отвечают на различные вопросы.
Детей учат правильному поведению в виртуальной среде, учат не доверять первому попавшемуся источнику, проверять достоверность информации, смотреть разные источники.
Активно обсуждается проблема буллинга в школе – проблема, признанная эстонским Министерством образования и уполномоченным по правам ребёнка. Внедряется программа KiVa по борьбе со школьным насилием. Эта научно-обоснованная программа была разработана в 2007 году в Университете Турку по заказу и при поддержке Министерства культуры и образования Финляндии и на сегодняшний день активно используется не только там, но и в более чем 20 странах по всему миру.
Примерно треть населения Эстонии – русские. И русские дети преимущественно учатся в русских школах. Традиционно русскоязычные школьники показывают более низкие результаты PISA, чем их эстоноязычные сверстники, хотя после перехода на обучение на эстонском языке (в муниципальных школах, в том числе в русских гимназиях, на государственном языке должно преподаваться не менее 60% предметов) этот разрыв стал сокращаться. В числе причин низких результатов в первую очередь называют проблему билингвальности. С десятого класса русские дети учатся на двух языках, что теоретически может осложнять усвоение предмета. Кроме того, в русских школах уходит много дополнительных часов на изучение эстонского языка. Эстонские школы могут пустить эти часы на физику или математику. Плюс, на русском языке учебных материалов меньше, чем на эстонском.
Еще одна проблема – это дискомфорт, который дети чувствуют из-за загруженности и постоянных тестов. Младшие школьники, по наблюдениям психологов и родителей, хорошо относятся к школе, но с возрастом настрой меняется. Становясь старше, дети задают вопросы: зачем столько домашних заданий и контрольных? При сравнительно высоких показателях различных проверок знаний дети не удовлетворены тем, как проходит их школьная жизнь. Это может быть связано с высоким уровнем «соревновательности», а также осознанием того, что школьные успехи напрямую связаны с их возможностями в будущем.
Результаты опубликованного в 2015 году исследования качества жизни и благополучия школьников показали, что немногие эстонские дети чувствуют себя счастливыми в школе. Так, только 36% опрошенных эстонских школьников смогли согласиться с утверждением «мои учителя слушают меня и уважают моё мнение». Хуже результат только у Германии – 35%. С утверждением «я люблю ходить в школу» согласны 23% опрошенных эстонских детей (для сравнения, в Эфиопии любят ходить в школу 84% опрошенных, в Непале – 69%, в Турции – 62%, в Норвегии – 38%).
Цель, сформулированная в «Стратегии Эстонии в сфере образования и науки на 2021–2035 гг.», размещенной на официальном сайте Министерства образования и научных исследований (www.hm.ee), – сформировать в Эстонии к 2035 году сбалансированное и сплоченное общество, обеспечить уменьшение неравенства и рост благополучия.
Для достижения этой цели Стратегия предполагает развивать в первую очередь навыки приспособляемости и саморуководства, социальные навыки, критическое мышление и креативность, предприимчивость и упорство, поскольку жизненная среда меняется все быстрее.
Далее цитата. «В процессе обучения во главу угла ставятся интересы учащегося, обучение предполагает сотрудничество и направлено на повышение способностей и поддержку каждого учащегося, его самореализацию и умение успешно реализовываться в разных ролях. Важные ключевые слова – содержательность учебы, автономия учащегося и учителя, тесное сотрудничество, сознательная и систематизированная обратная связь между всеми участниками учебного процесса. Больше прежнего ценится радость от посещения школы – субъективное благополучие людей, задействованных в учебном процессе. Если свобода выбора и ответственность учащегося растут, то растет и риск того, что более слабые останутся в стороне. Все большее значение приобретает то, насколько учитель умеет быть наставником для своего ученика, ментором, который помогает сформировать образовательный путь и поддерживает учащегося в ходе процесса получения образования. К 2035 году будут преобразованы государственные учебные программы дошкольного и общего образования. При этом исходят из задач современного подхода к обучению, то есть поддерживают самостоятельность учащихся, помогают им быть открытыми и готовыми к учебе на протяжении всей жизни, отличаться мотивированностью и способностями самостоятельно находить возможности для самореализации».
Так в Эстонии видят будущее своей школы.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов https://news.myseldon.com,https://mel.fm, https://sputnik-meedia.ee, https://rus.delfi.ee, www.bbc.com, www.hm.ee, https://thepage.ua. https://eadaily.com.