По данным Forbs, 55 российских миллиардеров хранят свои деньги в офшорах, в местах, недоступных российской власти. В Лондоне сегодня живут примерно 250 тыс. семей богатых выходцев из России, которые ничем не ограничены в расходах вывезенных денег. А широкие слои россиян находятся в положении жителей колонии, из которой соотечественники-колонизаторы выкачивают капиталы и переезжают жить в комфортные страны Запада. Там у них теперь место хранения заначки или общака. Можно ли представить себе нечто подобное при советской власти? А в период царствовании Ивана Грозного? Подобного бегства капиталов нет у финнов или эстонцев. Семьи богатых людей из этих стран не переезжают жить в Англию или Италию. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать различие принятых в странах порядков, обычаев, правил и законов. Для краткости назовем эту совокупность черт бытия народа локальной цивилизацией. Очевидно, что локальная цивилизация РСФСР радикально отличалась от локальной цивилизации нынешней России. Не только дефицитом продуктов и запретом предпринимательской деятельности, но и отсутствием частной собственности на землю и квартиры. У граждан было другое восприятие права собственности на средства производства. У органов власти в СССР были иные функции и полномочия А все мы жили по иным законам и правилам. Иными словами, в России при советской власти была иная локальная цивилизация.
Любая локальная цивилизации конечна
Есть диапазон возможных изменений, за рамками которых она не реализуема. Но для того чтобы сложилась качественно иная цивилизация, необходимо разрушение предшествовавшей. Например, цивилизация современной России с ее рыночными ценами возникла только после краха цивилизации СССР, когда поставлять на экспорт было нечего, цены на нефть рухнули и импортировать продовольствие было не на что.
Посещая другие страны, мы обращаем внимание на быт, дома, протяженность качественных дорог и т.п. Но гораздо больше цивилизации разнятся по устоявшимся обычаям и порядкам. Суд Канады и суд России — две разные реальности. Канадский судья убежден в своей независимости от исполнительной власти и старается следовать только закону. Российский судья готов выполнить распоряжение высокопоставленного чиновника, вопреки Конституции, он даст срок гражданину за выход с плакатом на площадь. А вот назначить тюремный срок президенту, как это случилось с президентом Франции Саркози, для него немыслимо.
Президент США не может обязать какую-нибудь компанию выделить средства на что-то ему лично желанное, скажем, на строительство дворца. А президент России, как свидетельствует его приятель банкир Пугачев, делает это запросто. Когда-то Людовик XIV заявил: «Франция это я!» Так может сказать и наш президент. Очевидно, мы живем в реалиях разных цивилизаций.
Почему разрушаются локальные цивилизации? Во-первых, потому что доказывают свою неэффективность в проигранных войнах. Вспомним революцию 1905 года в России, спровоцированную поражением в войне с Японией. Но Февральская и Октябрьская революции тоже во многом были связаны с поражениями российской армии на фронтах Первой мировой войны.
Во-вторых, из-за падения уровня жизни населения. Граждане СССР в начале 1990-х годов уже не понимали, почему они должны жить в условиях всеобщего дефицита. Веймарская республика рухнула, потому что из-за выплаты репараций упал уровень жизни немцев. Нищета подталкивает малообразованных людей верить обещаниям политиков и принимать другие правила жизни. Немцы поверили Гитлеру, утверждавшему, что во всех их бедах виноваты евреи. А российские солдаты в 1917 году поддержали большевиков, обещавших отдать землю крестьянам, а заводы — рабочим.
В-третьих, из-за желания влиятельных социальных групп расширить свои возможности. Великая Французская революция произошла, потому что перемен потребовало «третье сословие». В РСФСР «красные директора» хотя и были представителями партийной номенклатуры КПСС, но в процессе «перестройки» захотели стать собственниками предприятий. Без поддержки их фракции в Верховном Совете приватизация в России не состоялась бы. Во всех подобных случаях конфликты в обществе, их острота вырастают критически, вплоть до баррикад на улицах. Рождаются новые локальные цивилизации.
Чему учит история Греции и Рима?
Подавляющее число прежних и нынешних государств — это «естественные государства». В них власть сосредоточена в руках авторитарного правителя и окружающей его знати. Допуск простых граждан к бизнесу ограничен, привилегии у власть имущих. Но есть менее 30 государств «открытого доступа». Именно они демонстрируют высокие темпы экономического развития. Эти локальные цивилизации — идейные наследники древнегреческих полисов и Рима. Остановимся на их порядках и обычаях подробнее.
Отличие древнегреческого полиса от «естественных» государств того времени — частнаясобственность на землю и участие граждан в управлении городом-государством. Греки отказались от традиций почитания царской власти как ключевой ценности сообщества, что было характерно для большинства локальных цивилизаций того времени. В полисах впервые появилась концепция равенства граждан перед законом. Полноправный горожанин активно участвовал в политической жизни города, обсуждениях и принятии решений.
В силу ландшафтно-климатических и географических особенностей Греция идеально подходила для торговли. Греческий полуостров лежал на перекрестье торговых путей, окруженный многочисленными островами, что облегчало плавание. Земли, пригодной для земледелия, там было немного, поэтому греки в VIII–VI веках до н.э. расселялись по всему Средиземноморью. Такое расселение тоже способствовало развитию торгового мореплавания.
За греками последовал Рим. В культуре зародилась логика и философия, сформировалась традиция дискуссии, понимаемой как совместное продвижение к истине. Греки принесли в Рим высокое искусство, архитектуру. Рим это освоил и от себя внес римское право.Обратим внимание на добровольные объединения горожан по разным основаниям: в Греции это этерии, в Риме коллегии. Они исчезли с крахом Западной Римской империи, но воскресли в средневековой Европе. Показательно, что Римская империя сохраняла городское самоуправление в присоединенных территориях.
Римское право стало предпосылкой формирования цивилизации, базирующейся на верховенстве права. Ничего подобного другие локальные цивилизации не создали. Этого не было ни в Китае, ни в других государствах древности и средневековья. В частности, римское право узаконило право частной собственности, что послужило фундаментом становления капитализма.
Влияние рынка на общество
Для модернизации локальных цивилизаций принципиально важны торговля и развитие бизнеса. В традиционных монархиях рынок находится под жестким контролем, ограничен его рост и влияние. Ведь рынок, как никакой другой социальный институт, разрушает архаичные патриархальные отношения в обществе. Не в силах отказаться от торговли, правители отводили ей роль маргинала, зарегулированного контролем. Они старались не допустить превращение рынка и бизнес в системообразующие институты общества. Примеры тому — агрессия Московии против Великого Новгорода и Пскова, репрессии большевиков в отношении кулаков и коммерсантов после отмены НЭПа, огосударствление экономики России за последние десятилетия.
Московия занимала периферийное положение относительно торгового пути «из варяг в греки». Жители княжеств, объединенные под властью Москвы, сильно отличались культурой и доминантными интересами от жителей Великого Новгорода и Пскова. Ведь эти городаторговали с Ганзеей, там торговля была основным занятием.Именно это сформировало сознание и культуру новгородцев.
Фактически в Новгороде и Пскове зарождались институты демократии. Общегородское вече призывало на службу князя с его дружиной, а в случае необходимости «указывало ему путь» из Новгорода. Оно избирало посадника, тысяцкого и владыку, издавало и отменяло законы республики. В этом городе женщины былиэкономически самостоятельными, грамотными и ответственными перед законом субъектами, занимались производством, вели прибыльные дела, занимались бизнесом.Огромныймассив берестяных грамот, найденный в Новгороде, свидетельствует о высоком уровне грамотности новгородцев.
Жизнь в городе исключает натуральное хозяйство, там необходим товарообмен. Торговля неотделима от частной собственности, формирует сознание собственника. А собственник склонен отстаивать свои интересы и имеет для этого ресурсы. Без бухгалтерии и учета серьезная торговля невозможна. Значит, развивается письменность, люди читают книги и проникаются прогрессивными идеями. Коммерсант живет в мире денег и должен уметь эффективно их использовать, учитывать риски, минимизировать убытки. Он имеет дело с разными людьми, с которыми надо вести диалог. Человек,погруженный в коммерческие отношения, развивается культурно и имеет соответствующее мировоззрение. Иначе он в мире коммерции просто не выживет.
Иное дело — московский крепостной крестьянин-общинник, для которого идеалом было натуральное хозяйство, а торговля была занятием чуждым и даже опасным. Деньги ему нужны были не для инвестиций, а для того, чтобы удовлетворять свои естественные потребности. Крестьянин работает, когда это необходимо для выживания, и предается лени, пьянке и играм в остальное время. Мыслил крестьянин-общинник совсем иначе, чем коммерсант.
Стремление московских князейвыполоть городскую культуру Новгорода и Пскова было связано с желанием торговцев добиваться соблюдения норм и правил всеми, в том числе князьями, их слугами и опричниками, то есть их силовиками. Если в Москве опричник мог безнаказанно отобрать у купца приглянувшуюся ему шубу, то в Новгороде это сделать было нереально, вступались граждане.
Известную поговорку москалей «Не обманешь — не продашь!» опровергли реалии рынка европейских стран. В них тот, кто торговал нечестно, рисковал лишиться клиентов и обанкротиться. Обогащаться путем обмана — разорительная стратегия, это вам объяснят в любой бизнес-школе. Выходит, что торговля в Европе выполняла роль удобрения для становленияверховенства права.
Для гражданина, намеренного найти защиту в суде, важен не столько текст закона, сколько практика его применения, равенство граждан перед законом. Еще три столетия назад в Европе споры дворян решались на дуэли или по усмотрению короля. Суд исполнял указания монарха. В России Иван Грозный мог казнить любого, кто был ему не мил. Но после Славной революции в Англии и Великой Французской революции, после образования США ситуация изменилась, сформировались принципиально новые цивилизации. В них люди были равны перед законом, закон обязательный для всех, а суды стали независимыми от монархов и органов исполнительной власти.
А современная Россия по этим параметрам — по сути все еще средневековая Московия. Первопричина этого состоит в том, что у нас с 1917 года было заблокировано развитие торговли и предпринимательства, отпала необходимость строить отношения между участниками рынка по законам и правилам. За 1990-е годы радикальной модернизации культуры не наросло, не хватило времени. И сегодня мы оказались в плену олигархического рынка, рынка «для своих». Но надежда умирает последней. Если торговля, коммерция, бизнес станут со временем доминировать в России, то они зададут демократическую тенденцию развития нашей локальной цивилизации. И у нас закон станет обязательным для всех.
От диктатуры развития к диктатуре застоя
Источник развития цивилизации находится на уровне отдельного человека, рядового гражданина. Поднявшийся с самого низа инженер Генри Форд — основатель конвейерного производства, Уильям Левит, построивший более 140 тыс. домов, Илон Маск, продвигающий идею космической системы интернета. К этому списку можно добавить Томаса Эдисона, который не получил даже среднего образования, но постоянно читал и обнаружил интерес к химии. Позднее он стал телеграфистом и в 21 год сделал первые изобретения. Он создавал фирмы, усовершенствовал телефон, изобрел фонограф, лампочку накаливания. Рядом с этими знаковыми фигурами сотни тысяч сообразительных, энергичных и предприимчивых людей, которые способны генерировать продуктивные идеи и воплощать их в жизнь, создают свое дело и формируют малый и средний бизнес. Они составляют соль земли.
Могут ли с ними конкурировать «диктатуры развития»? Они создают современную инфраструктуру, систему общего и профессионального образования, строят экономику, формируют более или менее квалифицированных исполнителей. Но не создают творческих людей, ориентированных на создание своего дела. Они диктуют и предписывают, в то время как граждане остаются исполнителями этих предначертаний.
Основа динамики развития общества — автономная личность. Этот тип человека складывался еще в полисе. Необходимы и условия для формирования и реализации творческого потенциала, когда талантливый и деятельный человек может реализовать свою мечту, создать свое дело, воплотить в жизнь свои планы и задумки.
В большевистской России таких условий не было. Такие люди, как знаменитый авиаконструктор, создатель вертолетов Сикорский и изобретатель телевизора Зворыкин были вынуждены уехать в США. Неудивительно, что, как только диктаторы-реформаторы разных стран отходят от власти, наступает регресс и неизбежный застой. Россия — не исключение. Перед российским обществом сегодня стоит проблема, которую власти не признают: чтобы Россия развивалась, она должна создавать условия, в которых рождаются Илоны Маски. Банально? Но еще совсем недавно в СССР предпринимательство преследовалось по закону, «цеховики» работали нелегально и были вынуждены платить «крышам». И к чему пришел СССР?
Глобальный кризис
Мир переживает глобальный кризис. В самом общем смысле кризис есть поворотный пункт, переходное состояние, перелом, при котором принятые средства достижения поставленных властью целей становятсянеприемлемыми для общества. Кризис нарушают привычное течение жизни. Тяготы, голод, нищета. Происходящее вызывает массовый протест. Сегодня мы видим это на примере пандемии. Она ударила по доходам, разрушила привычный образ жизни, заблокировала встречи с друзьями, походы в кафе, на стадионы, поездки за рубеж. Статистика заболеваний и смертности постепенно заставляет людей смириться с новой реальностью. Однако протест и обида на власть, неспособную организовать защиту, остаются. Идея, что пандемия закономерна и является следствием далеко зашедших процессов глобализации, населением не обсуждается. Это разрушает базу нашей мифологии: выходит, мир существует не ради человека, а прогресс не всесилен?
Социокультурный кризис проявляется в том, что средний человек просто не понимает, как быть и что делать. А поскольку насущные проблемы множатся, срочно необходимы экстраординарные решения. Впавшее в кризис общество требует лидеров, которые «укажут пути выхода из тупика». Сегодня актуальным становится отказ от общества потребления, перерасхода энергоносителей и разнообразных материалов. Новая экологическая ситуация диктует стратегию гомеостаза общества в окружающей среде как стратегическую цель развития. Велосипед вместо автомобиля, поезд вместо самолета, мир без терриконов мусора и загаженных морей и океанов — все это просматривается в контурах новой реальности. Декарбонизация и «зеленые стратегии» осознаются ведущими странами как первоочередные задачи.
Глобализация изменила социокультурный климат. Рухнули «железные занавесы», практически все страны в той или иной степени открылись миру. Английский становится общемировым языком. В некоторых странах эти процессы вызывают протест. Патриоты жалуются на утрату черт национальной культуры. Резкоусилилась миграция. Если мигранты представляют другую религию и иную локальную цивилизацию, то наивно ожидать безболезненного их вхождения в реалии другой локальной цивилизации. Страны Центральной и Восточной Европы закрываются от беженцев, обостряется конфликт внутри стран Запада по поводу политики миграции. Трамп построил стену между США и Мексикой, Британия вышла из ЕЭС, бывшие страны соцлагеря активно противостоят проникновению беженцев.
Нам свойственна вера в отдаленное, но прекрасное будущее. Но можно предположить, что убеждение в том, что прогресс всемогущ, а человек находится в центре творения, окажется ошибочным. Придется признать реальность.