Цены на нефть еще и не думали падать, давно ожидаемая вторая волна кризиса пока так и не накрыла мировую экономику, а у российского государства деньги уже заканчиваются. Мрачные прогнозы, сопровождавшие отставку Алексея Кудрина, начинают сбываться: бюджет просто не способен справиться со всеми предвыборными обещаниями «тандема».
На состоявшемся во второй половине сентября совещании у президента Путина было решено, что пора переходить к режиму строгой экономии. Днем позже премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства заявил, что расходную часть придется сократить не менее чем на 5%. Но и этого может оказаться недостаточно. Если замедление российской экономики продолжится, бюджет придется сокращать и дальше.
Глава правительства заговорил о пропасти, в которую может рухнуть российская экономика, если не совершит рывок. Вице-премьеры в один голос принялись критиковать излишнее увлечение «мега-проектами», стоимость которых запредельна, а эффективность и возможная окупаемость туманны. Все это может свидетельствовать о наступлении нового экономического кризиса в России, кризиса, вызванного преимущественно внутренними проблемами.
Когда у кого-то начинаются проблемы с деньгами, есть три варианта решения этих проблем: поужаться с расходами, попытаться найти новый источник доходов либо попробовать занять в надежде, что проблемы – временные и вскоре все наладится. Это в равной степени относится и к людям, и к государствам. А то, что у государства российского с деньгами проблемы – медицинский факт. Занимать в свете стремительно-развивающегося и изрядно пугающего потенциальных кредиторов процесса построения «русского мира» возможным не представляется. Экономить в эпоху реализации сверх-идеи тоже не принято. Поэтому Путин и правительство нашли новый источник доходов – население.