Демографическая ситуация, усложнение современной военной техники и вооружений, необходимость экономить на армии — все эти факторы, влияющие на развитие вооруженных сил, стали определяющими для отказа от призыва. Переход к добровольческой армии стал важнейшей тенденцией последних лет: сегодня в Европе осталось всего около десятка государств, где сохранилась призывная армия. В каждом конкретном случае тому есть специфические причины. Турция и Греция видят друг в друге военных противников и готовятся к тому, чтобы резко нарастить армию в случае агрессии. Историческая память не слишком населенной Норвегии хранит воспоминания о национальном унижении, когда германские войска беспрепятственно оккупировали страну. Финляндию не отказываться от призыва заставляет опыт существования рядом с нашей страной. Сторонники призывной армии в России настаивают, что и нашему государству нужны миллионы резервистов, которые должны готовиться на призывной службе. Они игнорируют то, что Россия стремительно падает в демографическую яму: в ближайшее десять лет число юношей, ежегодно достигающих 18-летнего возраста, не будет превышать 600-650 тысяч человек (при потребности Вооруженных сил 500 тысяч в год). Российский министр обороны Сергей Шойгу обещает, правда, решительно сократить численность призывников. О конкретных цифрах сокращения он намеревался сообщить в ноябре. Однако движение к здравому смыслу неизбежно сталкивается с препятствием — требованием Путина сохранить армию численностью в миллион военнослужащих.
В старом анекдоте уходящий начальник оставляет преемнику три конверта, которые следует последовательно открывать, когда дела станут плохи. В первом была записка: «Вали все на меня». Судя по выступлению министра обороны Сергея Шойгу на расширенном заседании Комитета Госдумы по обороне, глава военного ведомства открыл-таки первый конверт. Вот как он описывает состояние дел в военном ведомстве в 2012-м, когда он стал министром: «Воевать было некому и нечем. В то время мероприятия оперативной подготовки проводились с низкой интенсивностью…
Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал Евгений Бурдинский дал большое интервью «Красной звезде» по случаю 55-летия вверенной ему структуры. Как и положено, он поведал о славном боевом прошлом, замечательном настоящем и светлом будущем ГОМУ. Естественно, он в очередной раз заявил, что Россия не может отказаться от принудительного призыва в Вооруженные силы (скажи он что-то другое, получилось бы, что он хочет оставить себя и подчиненных без работы и, стало быть, без должностей). Ну а затем он начал выдавать сенсации. Во-первых, Бурдинский сообщил, что «в 2018 году на должностях прапорщиков, сержантов и солдат проходят военную службу по контракту более 350 тысяч человек».