Терминологический спор о том, какие российские партии и движения следует причислять к оппозиции, идет давно. Мы же придерживаемся той точки зрения, что общепринятый формальный подход – проиграл выборы перешел в оппозицию – для России не актуален. Мы станем называть «оппозиционными» только те партии и движения, которые сохраняют независимость от Кремля и реально противостоят исполнительной власти.
Реакция властей на протестные акции 26.03.17 была многогранной, но предсказуемой. Одним из первых был наказан памятник Пушкину, который огородили забором и закрыли на полгода на реставрацию. Реставрационные работы планируются с апреля по сентябрь 2017 года. Вина памятника очевидна, поскольку именно вокруг него проходил наиболее массовый стихийный митинг, а его постамент превратился в импровизированную «доску позора», на которую протестующие прикрепляли плакаты, уличающие Дмитрия Медведева в коррупции и содержащие изображения наиболее экстремистских символов мартовского протеста: уточек и кроссовок красного цвета.
Честно сказать, я очень не хотел писать этот текст. Прежде всего, из-за того, что находился 26 февраля далеко от российской столицы. Однако уже двое суток продолжающийся восторг по поводу состоявшейся в Москве акции неповиновения заставляет сделать это. Итак, произошедшее имело два признака, отличающих это событие от того, что имело место ранее. Во-первых, массовая акция протеста впервые, спустя многие годы, прошла без всякого разрешения властей и, более того, вопреки их запрещениям. Во-вторых, участвовало огромное количество молодежи, что решительным образом меняет весь «бэкграунд» протестных акций.