Выборы в главный законодательный орган объединенной Европы прошли с 22 по 25 мая. Четыреста миллионов избирателей из двадцати восьми стран отдали свои голоса партиям, которые в течение следующих пяти лет будут представлять интересы граждан Европейского союза. Среди победителей крупнейшие партии Старого света. Между тем, многие обозреватели сочли результат прошедших выборов сенсационным и даже скандальным. Дело в том, что теперь в нем будут представлены силы, которые в своих странах много лет выступали против объединенной Европы.
Например, лидер французского «Национального фронта» Марин ле Пен, известная своими праворадикальными взглядами, набрала большинство голосов избирателей из родной страны и теперь претендует чуть не на треть мандатов, положенных Франции. В целом успех «евроскептиков» из других стран так же впечатляет. Понятно, что новобранцы еще не смогут оказать сколько-нибудь заметного влияния на политику Евросоюза, но интересна тенденция, которая свидетельствует о том, что от предстоящих выборов в национальные парламенты целого ряда крупных стран Европы стоит ждать самых неожиданных и для многих неприятных сюрпризов. Растут и сепаратистчкие настроения в отдельных странах: в ходе неофициального референдума по вопросу отделения Каталонии 80% жителей высказались за независимость.
Теперь лидерам ЕС уже недостаточно простого выполнения правительством Ципраса условий, которые изначально стояли между ним и европейскими деньгами. После допущенного дефолта, пусть его так пока никто не называет, от греков в дополнение к капитуляции требуется еще и отставка слишком «тяжелого» для европейцев правительства популистов. И назначенный Ципрасом на воскресенье референдум – прекрасная возможность, так или иначе, от Ципраса избавиться. Если грекам важнее остаться в зоне евро, нынешний кабинет, как и обещал, уйдет в отставку. Если же греки, как призывает их «мятежный» премьер, ответят отрицательно, Греция почти наверняка покинет зону евро.
Отечественные патриоты день и ночь повторяют фразу, якобы принадлежащую Александру III. О том, что у России есть всего два союзника — армия и флот. На самом деле император лишь однажды публично высказался насчет союзников, назвав таковым князя Черногорского. Сказано это было в момент «стратегического одиночества» Российской империи, создание Антанты было впереди. И вот более века спустя Москва окончательно потеряла Черногорию в качестве союзника. В ближайшее время страна вступит в НАТО, в военный альянс, который Россия считает геополитическим противником. На всемирном форуме по безопасности в Братиславе Черногории был послан однозначный сигнал, что именно она станет следующим членом.
В отличие от кризиса 2008 года, острую фазу которого спровоцировало банкротство Lehman Brothers, в нынешней ситуации вероятность глобальной финансовой катастрофы невелика. Наученные горьким опытом, мировые финансовые власти еще пару лет назад предприняли все необходимые меры к тому, чтобы подобного рода потрясения были максимально локализованы. Долговой кризис в Греции длится далеко не первый год, да и действия Ципраса, пришедшего к власти с откровенно популистской программой, не исключающей выхода Греции из зоны евро и ее отказа от выполнения требований кредиторов, совсем уж неожиданными назвать нельзя.