Церковь и государство
21 ноября 2024 г.
Наш ответ Левиафану



Протоиерей Всеволод Чаплин перешел от слов к делу. Тему «православного банкинга» он поднимал уже неоднократно, а вот теперь решил засучить рукава. Губернаторам областей, известных инициативами «по поддержке православного образа жизни», разосланы, как пишут «Известия», письма с предложением принять участие в формировании православной финансовой системы. Ее главными принципами должны стать «отсутствие ссудного процента, а вознаграждение от инвестиций в совместные проекты должно зависеть от доходности предприятия». Ну и конечно же «запрещается деятельность, не направленная на создание реального общественного богатства... основанная на разнице цен и ином спекулятивном поведении».

При этом, как объяснил все тем же «Известиям» руководитель рабочей группы Московского патриархата по созданию православной финансовой системы Дмитрий Сурмило, «по сути губернаторы не будут принимать решение, помогать или не помогать нашей инициативе, — мы просим их только подключиться к мобилизации православной и бизнес-общественности своих регионов». Ну вот, приехали: решений ты можешь не принимать — главное, подключайся!

Помнится, когда несколько лет назад общественность бурлила и академики писали письма президенту, выражая оазбоченность клерикализацией общества, митрополит (тогда еще митрополит) Кирилл терпеливо объяснял этому самому обществу, что никакой клерикализации нет, поскольку церковь не диктует светской власти, что ей делать, наблюдается всего лишь «усиление духовного влияния на жизнь нашего народа и общества». Теперь, надо понимать, духовное влияние возросло до прямых указивок. Ведь это не православные предприниматели задумали создать свою банковскую систему, это из патриархии им шлют «письма счастья» — да даже не им, а местной власти, чтобы она «нажала», тоже «духовно», конечно.

Вообще в последние недели следы «духовного влияния» можно было наблюдать в изобилии. То хунвейбины из «Божьей воли» проведут пикет в поддержку братьев Куаши, объясняя согражданам, что «кощунники из Франции» «получили справедливое наказание». То глава церковного департамента образования митрополит Меркурий заявит, что церковь готовит новый курс ОРКСЭ, рассчитанный на все годы школьного обучения (вчера на открытии XXIII Рождественских чтений патриарх Кирилл выразил надежду, что в 2015 году начнется процесс расширения преподавания курса). То самарские священнослужители подпишут письмо с требованием «принять меры» в отношении главного режиссера Самарского театра драмы Валерия Гришко, сыгравшего в фильме Андрея Звягинцева «Левиафан» роль архиерея, которая подает «в черном свете наше государство и Православную церковь». Явно сбывается мечта протодьякона Андрея Кураева: православие расстается со своим «слишком женским лицом» и перенимает мусульманскую мускулинность, то самое «агрессивное начало», которого, по его мнению, ему так не хватало. Демонстрация силы — это ведь так соблазнительно.

Хотя собственно православный банкинг не вызывает у протодьякона энтузиазма. «Сама идея создания православного банка в условиях надвигающегося банковского кризиса очень плоха, так как достаточно велика вероятность того, что банк будет проблемным, как и многие другие в 2015 году», — сказал он «Известиям». Да и вообще, «Церковь разве бизнес-контора?»

Может быть, и не бизнес-контора, но бизнесом в свою пользу вполне успешно занимается. В те времена, когда на Епархиальных собраниях первоиерарх еще хоть как-то отчитывался об экономической деятельности РПЦ, патриах Алексий, помнится, докладывал, что патриархия достаточно эффективно управляет своими «временно свободными средствами, размещая их на депозитные счета, приобретая государственные краткосрочные облигации и другие ценные государственные бумаги». То есть банковским процентом не гнушается. Московский патриархат до сих пор является крупным акционером банка «Пересвет», имеет долю в банке «Банкхаус Эрбе». Почему бы в первую очередь их не перевести на систему православного банкинга?

Ответ очевиден: без ссудного процента и игры на курсах валют банк не выживет. В мусульманских странах банки действительно не берут процента, зато активно включаются в бизнес тех, кто берет у них кредиты — кредитуемые расплачиваются с банками акциями собственных предприятий или в иной форме подключают их к собственному производству, торговле и т.п. Такая система работоспособна только в случае безоговорочного обоюдного доверия всех участников процесса и наличия инстанции, способной решать споры. Как-то у меня не создалось впечатления, что обоюдное доверие — это то, чем может похвастаться наш бизнес, хоть православный, хоть неправославный. А уж об инстанциях, способных разрешать конфликты, и говорить не приходится.

Есть еще одно серьезное препятствие — отсутствие законодательной базы для таких предприятий. «В России есть ряд организаций, полностью отвечающих правилам исламского финансирования, но в основном это торгово-инвестиционные компании, — рассказала «Ежедневному журналу» кандидат экономических наук, директор департамента исламской экономики Совета муфтиев России Мадина Калимуллина, — Исламского банка как такового на сегодняшний момент в России нет, поскольку пока нет необходимой законодательной среды. Все отечественные банки работают в соответствии с федеральным законом «О банках и банковской деятельности», который не позволяет создать банк, работающий по международным стандартам исламского банкинга. Исламские торгово-инвестиционные компании в результате несут более тяжелое налоговое бремя, чем нес бы просто банк, но, тем не менее, показывают хорошую доходность для инвесторов».

Очевидно, что-то похожее хотят создать и в патриархии. Только, как всегда, чужими руками: сами-то мы не местные, но «православные нормы жизни» «должны, наконец, решительно встать преградой на пути хаоса, разрушения и анархии».


Фото Александра Алпаткина / ТАСС














  • Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...

  • РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.

  • Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Отставка без благодарности
8 ИЮНЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Отставка митрополита Илариона без вынесения ему принятой по правилам церковного этикета благодарности за понесенные труды является очевидной опалой. Тем более что он перестал быть не только министром иностранных дел церкви и, соответственно, постоянным членом Синода, но и главой фактически организованной им Общецерковной аспирантуры, готовящей интеллектуальную элиту РПЦ. Маленькая епархия в центре Европы не является достаточной компенсацией даже в условиях, когда венгерский премьер Виктор Орбан — чуть ли не единственный лидер Евросоюза, благожелательно относящийся к московскому патриарху: он только что заблокировал введение санкций против Кирилла.
Ценности нашего общества
1 ИЮНЯ 2022 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 мая, когда министр обороны Сергей Шойгу докладывал президенту Путину о полном взятии под контроль Мариуполя, а в Госдуму внесли законопроект об отмене возрастного предела для контрактников, церковный министр иностранных дел и ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион читал в Российской академии народного хозяйства и государственной службы доклад на тему: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Подробно рассказав, как эпизод воскресения Христа изложен во всех четырех Евангелиях, сколько раз Иисус являлся ученикам и каким именно...
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2022
Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...
Пасха и молчание
24 АПРЕЛЯ 2022 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Необычна Пасха в этом году — трудная. И знакомый возглас — Христос воскрес! — застывает в воздухе, если он обращен к другу, допустим, в Киеве. Пилат слабо противился казни невинного человека. Никодим и Иосиф Аримафейский — влиятельные люди и друзья Иисуса — не пошли в синедрион, чтобы его спасти. Женщины стояли поодаль и активно не протестовали. В истории множество примеров невинных жертв, и мы ничего не можем с этим поделать. Только молиться. Только стараться услышать, что говорит нам Бог. И здесь мы входим в пространство, где раздаются вопросы о коллективной вине, коллективной ответственности и народном покаянии...
Информационно-аналитический центр «СОВА» представил свой ежегодный доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2021 году»
1 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вчера в Славянском правовом центре состоялась презентация результатов исследования. Как всегда, доклад Информационно-аналитического центра "СОВА"* основан на данных мониторинга, который центр ведет постоянно вот уже много лет. Выводы его неутешительны. Поскольку один из разделов обновленной версии Стратегии национальной безопасности, принятой в июле, посвящен защите духовно-нравственных ценностей, властный курс на дискриминацию религиозных меньшинств, который наблюдается в течение нескольких последних лет, сохраняется.
Власти наступают, православная общественность теряет запал
2 АПРЕЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В конце марта в Славянском правовом центре состоялась презентация доклада Информационно-аналитического центра "СОВА" «Проблемы реализации свободы совести в России в 2020 году». В докладе затронута тема репрессий в отношении религиозных меньшинств, проанализированы новые законодательные инициативы, направленные на ограничение религиозной свободы; а также особенности религиозной жизни в условиях борьбы с пандемией COVID-19. В презентации принимали участие автор доклада эксперт Центра "СОВА" Ольга Сибирева, директор Центра Александр Верховский, религиовед, доцент кафедры истории религий РГГУ Борис Фаликов и другие.
Конкурс мракобесия
11 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) издал богословское заключение № 5/19 в соответствии с которым «межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая». Богословское заключение № 5/19 – это четкая инструкция. Пошаговая. «Люди Писания» – это христиане и иудеи. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. 
Прямая речь
11 НОЯБРЯ 2020
Александр Верховский: Смысл запрета ясен: побудить мужчин-мусульман, женящихся на немусульманках, обращать своих жён в ислам. Главное – чтобы дети воспитывались в исламе...
В СМИ
11 НОЯБРЯ 2020
РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.
В блогах
11 НОЯБРЯ 2020
Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...