В России произошёл очередной скандал вокруг проблем морали и нравственности на сцене. Героями дня на сей раз оказались школьницы из города Оренбург, ученицы школы танцев «Кредо», исполнившие на показательном выступлении в ДК «Молодёжный» «танец пчёлок» в стиле тверк. Самая характерная черта этого стиля – энергичное движение бёдер, из-за чего он выглядит достаточно провокационно, хотя уже 20 лет является вполне обычным и даже не самым откровенным видом современного танца. Дополнительную пикантность истории придавали купальники девочек, выполненные в оранжево-чёрной «георгиевской» гамме, которая уже второй год прочно зарезервирована за русскими патриотами и недобросовестными автомобилистами.
Выступление прошло 31 января, на следующий день запись с ним появилась в группе танцевальной школы в сети «Вконтакте», на чём эта история должна была бы и закончиться. Однако 12 апреля социальные сети буквально «взорвала» выложенная уже отдельным пользователем запись этого же концерта, собравшая на данный момент более двух миллионов просмотров. Вокруг видео немедленно разгорелось множество споров по поводу нравственности и морали. Вся история перестала казаться забавной после того, как самим видео и обстоятельствами его появления заинтересовался Следственный комитет, решивший проверить руководство танцевальной школы по статьям «халатность» (293 статья УК) и «развратные действия» (135 статья УК).
Вся эта эпопея демонстрирует, что жизнь иногда подкидывает такие сюжеты, после которых карикатуристам остаётся только отложить карандаши и пойти искать другую работу. Показательно в данном случае всё: и то, что в переполненном порнографией «ВКонтакте» сотни людей готовы ломать виртуальные копья, обсуждая нравственность такого рода хореографии, и обвинения в «оскорблении патриотизма», и внезапное «открытие» существующего уже два десятилетия танца, и готовность Следственного комитета заниматься этой истории, несмотря на то, что никто из родителей девочек не выступил с жалобой. Последнее на самом деле представляется наиболее серьёзным.
И проблема тут не только в том, что могут пострадать невиновные люди. Формально основная статья, «развратные действия», подразумевает наказание только в том случае, если жертве не исполнилось 16 лет, а этого возраста достигли даже самые младшие участницы группы, по словам их учителя. Так что даже если предположить, что экспертиза признает танец «нежелательным» для детей, данная статья не может быть применена по чисто формальным признакам. Но беспокоит сам факт того, что доказывать это предстоит государственным служащим. Потому что их участие в этом деле свидетельствует о чрезвычайно неприятном состоянии нашего общества, которое не просто пускает, а радостно приглашает государство в те сферы своей жизни, к которым оно по идее должно иметь минимальное отношение: культуру и досуг.
И дело тут не только в привычке к единообразию, оставшейся ещё с советских времён, сколько в полном отсутствии у людей представления об индивидуальности и ответственности, умении разделять себя, другого и общество. Любое собственное недовольство и несогласие россияне стараются немедленно связать с интересами, по меньшей мере, всего города, всей культуры, всего поколения, а лучше – сразу всей страны, так как это позволяет получить не только моральную, но и фактическую поддержку. Фраза «мне это не нравится, но это моё дело» является одной из самых непопулярных в современной России, уступая, разве что «извините, я был не прав». И в сфере культуры, где материальная незаинтересованность у рядовых граждан мешает им хоть немного отделять своё собственное индивидуальное пространство от общего, это видно особенно отчётливо. А столкновение этой тенденции с другой общемировой проблемой 21 века — отсутствием частной жизни в силу распространения высоких технологий — и приводит к таким диким историям, как расследование Следственным комитетом танца пчёлок.
Пчелки и Вини-пух. Оренбург